Зимарина Н.А.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНО-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В последнее время в России приняты нормативно-правовые документы по модернизации высшего образования. В 2003 г. Россия присоединилась к Болонскому процессу, что влечет за собой существенные изменения в отечественном образовании: переход на многоступенчатую структуру высшего образования, формирование системы зачетных единиц, разработку нормативных актов, создание нового поколения государственных образовательных стандартов и т.д. Все эти грядущие изменения направлены на повышение качества отечественного образования, его интеграцию в мировое образовательное пространство.

В России проблемы качества образования в последнее десятилетие стали предметом активных исследований, количество публикаций по этой теме постоянно увеличивается. Но следует отметить, что отсутствуют исследования, в которых давалось бы целостное представление о теоретических основах проблемы. Учеными и практиками не определен понятийный аппарат, не выделены единые критерии оценки качества. Для интерпретации понятия “качество образования” ученые предлагают различные определения: одни трактуют его как увеличение степени развитости способностей личности, другие – как совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, третьи – как всестороннее развитие выпускника и т.д.

Для зарубежных ученых проблема качества образования не является новой, они приступили к ее исследованию на два десятилетия раньше. В начале века американский статистик У.Е. Деминг разработал теорию системы управления, которую сейчас называют “тотальный контроль качества” (TQM). Впервые идеи TQM были внедрены в экономику Японии после второй мировой войны. Позже система TQM стала широко применяться и в Европе. Впоследствии, теоретические положения TQM были преобразованы и ассимилированы областью образования. Колледжи и университеты начали выступать со своими системами управления качеством образования: “Всеобщее качество” (TQ), “Непрерывное совершенствование качества” (CQI) и т.д.

В России с начала 90-х гг. ХХ в. разрабатываются различные системы управления качеством образования, которые часто выступают под названием “Комплексная система управления качеством образования…” того или другого учебного заведения, создаются центры (отделы, секторы, группы) управления качеством обучения.

Наиболее перспективны автоматизированные системы управления качеством образования. Прежде всего, они более экономичны с точки зрения затрат труда при ведении соответствующих баз данных. Кроме того, они открывают такие возможности анализа информации, которые немыслимы в условиях ее ручной обработки. Однако такого рода сис-темы должны быть построены на известных классических принципах формирования больших автоматизированных информационных систем, обеспечивая возможности одноразового ввода и многократного, многоцелевого, много-форматного вывода информации, решения новых задач, гибкости, масштабируемости, унификации, сопряжения с другими системами и т.п.

Основными элементами автоматизированной системы управления качеством должны явиться математическое, программное, информационное, соответствующее аппаратурное обеспечение. Последнее требует наличия достаточно мощной ПЭВМ и соответствующего шлейфа периферийного оборудования.

Особо важное значение имеет решение вопроса о формате и ассортименте данных, используемых в системе. Представляется, что, как минимум, набор данных о студенте должен включать его персональные данные, сведения об успеваемости, переводе с одного курса на другой, результаты итоговой государственной аттестации, полный перечень изученных им дисциплин и др.

Одно из принципиальных требований, которым должна отвечать система, заключается в конфиденциальности содержащихся в ней сведений о студенте. Допуском к данным такого рода могут обладать администрация учебного заведения, родители обучаемого, сам студент.

Интерес к проблеме качества образования неуклонно возрастает. Поэтому следует полагать, что в обозримом будущем она станет актуальной и в области высшего библиотечно-библиографического образования.

Hosted by uCoz