Збаровская Н.В.
МЕТОД ПРОЕКТОВ В БИБЛИОТЕЧНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Современная ситуация в отечественной библиотечной теории и практике характеризуется рядом факторов:
- создание современной концепции библиотеки, определяющей систему представлений о ее назначении в контексте проблемы непрерывного образования;
- формирование системы ценностных ориентаций и культурных навыков в условиях открытого информационного пространства, демократизации и личностно-ориентированного подхода в работе с читателями;
- развитие информационно-образовательной среды на базе новых коммуникационных технологий, способствующих интеграции знаний;
- проявление в процессе обслуживания читателей личностно-ориентированного подхода, как ведущего педагогического принципа работы, предусматривающего равноправие участников коммуникативного процесса, осуществляемого в библиотечной среде.
В этих условиях новая стратегия библиотечного обслуживания заключается в:
- формировании и развитии информационной культуры пользователей библиотечно-информационных ресурсов и информационных технологий,
- психолого-педагогической подготовке библиотечных специалистов к работе с различными категориями пользователей, к использованию информационных технологий,
- подготовке индивидов (библиотекарей и пользователей) к непрерывному образованию, обеспечивающему полноценное и эффективное участие в общественной и профессиональной деятельности.
Формирование данной стратегии, а также активное использование в библиотечном обслуживании разных категорий пользователей педагогических методов, приемов и технологий свидетельствуют о развитии библиотеки как педагогической системы.
В связи с этим возникает необходимость внедрения и использования в библиотечной педагогике таких форм и методов, которые позволят войти в открытое информационно-образовательное пространство, а также создать условия для саморазвития и самосовершенствования личности библиотекаря и читателя.
Одним из наиболее эффективных средств работы в современной библиотеке являются телекоммуникационные и компьютерные технологии. Важнейшей причиной их эффективности является удобство доступа к разнообразным источникам информации одновременно – к web-сайтам и печатным источникам.
Использование компьютерных технологий в библиотечном обслуживании возможно по нескольким направлениям:
- справочно-библиографическое обслуживание с привлечением всех имеющихся в библиотеке баз данных и Интернет;
- выставочная деятельность;
- культурно-просветительная деятельность;
- издательская деятельность (CD и компьютерные издания);
- библиотечное обслуживание в режиме on-line.
Высокая эффективность использования компьютерных технологий в библиотечном обслуживании обусловлена рядом объективно существующих факторов. К ним, в том числе, относятся:
- Возможность индивидуальной самостоятельной работы читателя с представляемыми материалами и регуляция режима просмотра;
- Нетрадиционное предъявление материала;
- Наглядность;
- Структурирование материала.
Кроме того, информатизация библиотечного обслуживания позволяет активизировать внедрение современных образовательных технологий в практику культурно-просветительной деятельности библиотек. Так, в работе с информационными технологиями наиболее активно используются возможности метода проектов.
Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой проблемы, требующей для ее решения творческого поиска, интегрирования знаний;
- практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная исследовательская деятельность участников;
- подробное планирование работы с представлением промежуточных результатов;
- использование методов исследовательской работы (начиная с обсуждения проблемы до подведения итогов).
Таким совместным проектом является электронный рекомендательный указатель современной отечественной литературы, разрабатываемый учащимися старших классов СОШ №331 г. Санкт-Петербурга. Содержание указателя: рецензия на произведение современной отечественной литературы; биографическая справка об авторе произведения; библиографический список произведений писателя, иллюстрации.
Документной базой проекта являются единый фонд ЦБС Невского района Санкт-Петербурга и фонд библиотеки СОШ №331.
Результатом работы над проектом является создание электронного рекомендательного указателя, один экземпляр которого остается в фондах библиотеки СОШ №331, а второй передается в фонд ЦБС.
Работа над проектом начата в октябре 2003 г.
Для реализации этого и подобного проектов нами разработан следующий алгоритм подготовки и организации электронного проекта.
I. Разработка модели электронного проекта.
- Выберите тему и вид вашего проекта (выставка, викторина).
- Проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки/ викторины.
- Подберите необходимые вам книги и иллюстрации.
- Составьте схему выставки/ викторины.
II. Техническая подготовка проекта.
- Проведите сканирование иллюстраций, подготовьте или отсканируйте текстовые материалы.
- Создайте на жестком диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.
III. Оформление работ в формате PowerPoint.
- Создайте 6–10 слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны.
- Проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные вами материалы, а также эффекты анимации.
- Проведите предварительный просмотр презентации.
- Исправьте замеченные вами недостатки.
- Подготовьте презентацию к показу.
IV. Проведение презентации.
Данный алгоритм отработан на практических занятиях со студентами V курса СПбГУКИ.