Жуликова О.В.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ
В ПРЕДСТАВЛЕНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЫ

Информатизация общества развивается быстрыми темпами, что ставит перед человечеством массу проблем. Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов. В связи с этим особый интерес представляет степень готовности самих информационных работников к деятельности в новых условиях, их восприятие происходящих процессов, оценка ими как положительных, так и отрицательных сторон этих процессов.

Такое изучение было проведено в рамках эмпирического социологического исследования “Влияние компьютеризации на духовную социализацию личности”, проведенного в 2003 г., в котором среди прочих групп приняли участие и студенты 2–5 курсов ТГУ им. Г.Р. Державина, обучающиеся по специальности “библиотечно-информационная деятельность”. Среди них 64,9% девушек и 35,1% юношей. Исследование проводилось методами опроса и фокус-групп.

Среди студентов этой специальности только 13,5% от общего числа респондентов являются владельцами компьютеров. При этом компьютер не является привилегией мужчин, так как его имеет седьмая часть как юношей, так и девушек.

Обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть будущих информационных работников пока не испытывала необходимости владения компьютером. 44,7% респондентов не ответили на вопрос о ситуациях, в которых испытывали бы такую необходимость, что позволяет предположить их ориентированность на традиционные технологии работы с информацией. У остальных необходимость владения компьютером возникала в ходе работы, учебы. Незнание компьютера угнетает только на занятиях по информатике (37,9%) и при поиске работы (24,1%), 11% респондентов испытывали такие трудности при общении с компьютерщиками и работе с информацией и документами.

В целом студенты выразили позитивное отношение к компьютеру и компьютеризации и при проведении фокус-группы, и в ходе опроса. Так, 81,1% респондентов считают свободное владение компьютером дополнительной положительной характеристикой человека. По мнению большинства респондентов (78,4%), сегодня все должны владеть компьютером. Большинство респондентов (86,4%) не согласны с тем, что с изобретением компьютеров мир стал хуже. По мнению 70,2% опрошенных, компьютер положительно влияет на состояние жизни людей.

Высказывая свое отношение к владельцам компьютеров, 73% респондентов выбрали ответы – “я такой” (владелец компьютера), “мне нравятся такие люди”, “я хотел бы стать таким”, при этом не были выбраны негативные варианты – “я не такой”, “мне не нравятся такие люди”.

Прослеживается низкий реальный уровень профессиональной подготовки будущих информационных работников к работе на компьютере. Оценивая различные уровни владения компьютером, респонденты, в основном (40,5%), считают себя бытовыми пользователями, знающими 2–3 программы и ничего больше. При этом респонденты осознают, что это недостаточный уровень владения компьютером в рамках современных требований и их профессионального роста, поэтому наиболее предпочтительным (62,1%) уровнем владения компьютера был выбран продвинутый пользователь (свободно владеет несколькими компьютерными программами, и легко осваивает новые). Менее предпочтительными стали: программист (создает новые компьютерные программы) – 54,1% и “системщик” (специалист по сборке и ремонту компьютеров и сетей) – 42,2%.

Осознавая важность повышения уровня владения компьютером и определяя компьютеризацию ведущим направлением воспитания, 73,1% респондентов утверждают, что компьютер необходим каждой семье; 70,3% – что роль компьютеров в воспитании детей должна расти. В то же время участники фокус-группы считают, что компьютер может внести дополнительные проблемы в семейную жизнь, и они однозначно не хотели бы иметь супруга, увлеченного компьютером.

Почти все респонденты (97,9%) будут обучать своего ребенка работе на компьютере, указывая среди причин такого выбора – необходимость (57,1%), “это будущее” (21,4%), “для общего развития, пригодится” (17,9%). При этом 51,4% опрошенных считают, что лучше всего осваивать компьютер в младших классах (7–10 лет), 28,7% – 16,2% – в старших (15–17 лет), по 13,5% – в средних (11–14 лет) и до школы (3–6 лет). Следовательно, большинство (94,3%) респондентов считают, что, закончив школу, ребенок должен владеть компьютером.

Неоднозначно оценивают студенты последствия внедрения новых информационных технологий в сферу общения. 86,5% респондентов считают себя общительными людьми. При этом 89,2% респондентов предпочитают общаться устно, лицом к лицу; 18,9% – с помощью телефона; менее 6% – письменно и с помощью компьютера. Некоторая часть студентов уже столкнулась с негативными последствиями внедрения технических устройств в сферу коммуникации: 43,2% предположили, что в перспективе люди будут уходить от “живого” общения к общению посредством компьютера. Основную причину массового увлечения компьютером 27% опрошенных видят в том, что компьютер дает иллюзию общения; по 18,9% – в том, что полезную информацию можно найти только в компьютере, и компьютер всегда можно выключить; по 8,7% – в том, что компьютер спасает от серости жизни. Характеризуя понятие “компьютерное общение”, респонденты предложили более 10 различных вариантов. При этом 33,3% определили данное понятие просто как современное общение посредством компьютера, 23,3% описали его как прогрессивное, современное, удобное, 10% обозначили как уход из реального мира.

Для значительной части опрошенных “общение” с компьютером является частью работы или учебы (22,7%), в меньшей степени – это способ провести время (18,2%), для 13,6% – общение с миром, для 10,6% – средство получения информации, для 4,5% – способ развития личности. При этом у 13,6% нет возможности “общаться” с компьютером, 12,1% не умеют этого делать, никто из респондентов не выбрал вариант – “я не люблю компьютеры”.

Вне зависимости от наличия компьютера “живое общение” является предпочтительной формой проведения досуга. Примечательно, что досуг с компьютером в большинстве случаев связывают респонденты, не имеющие компьютера. Из наиболее предпочтительных форм проведения досуга опрошенные выделили – встретиться с друзьями (40,1%); сходить в театр, на концерт, в кинотеатр (21,5%); сходить на дискотеку (12,3%); посмотреть новости Интернета и поболтать в чате (13,9%); почитать книгу (6,2%); посмотреть телевизор (3,1%). Значительная часть респондентов (62,1%) считает, что компьютер в ближайшем будущем не сможет вытеснить традиционное телевидение, кинематограф, театр, книги и т.п.

В целом у респондентов сформировано положительное отношение к компьютеру. 94,6% считают, что в настоящий момент компьютеризация быстро развивается. Таким образом, будущие библиотечно-информационные работники готовы к освоению и активному использованию новых технологий. При этом они достаточно реально оценивают как позитивные, так и негативные социальные последствия компьютеризации.

Hosted by uCoz