Елисеева Ю.А.

ПРОБЛЕМА СТРУКТУРИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО СПЕЦИАЛИСТА

В современной библиотечной профессиологии утверждение о тесной корелляции изменений в профессиональном сознании и библиотечно-информационной среде стало аксиомой: многие специалисты справедливо отмечают, что в последние годы можно говорить даже не об эволюции, а о революции в библиотечной профессии (разумеется, стремительные и глобальные изменения затрагивают не столько сущностные профессиональные задачи, сколько формы и методы работы).

Однако представляется необходимым конкретизировать научные представления о структуре того, что обычно обозначается термином “профессиональное сознание”. Дело в том, что он семантически узок для данного исследовательского объекта, ведь некоторые профессионально детерминированные импульсы не проходят сквозь фильтр “сознания”, принципиально не могут быть отрефлектированы его носителями. Вероятно, предпочтительнее было бы опираться на понятие “менталитет” (“ментальность”), которое все шире используется во многих гуманитарных и социальных науках. Если очистить его от налета “модности”, открываются интересные перспективы и в сфере профессиологических исследований.

Несмотря на обилие различных, иногда противоречивых, авторских трактовок, под менталитетом обычно понимают общую духовную настроенность, относительно целостную, базирующуюся на архетипах совокупность мыслей, которая создает картину мира и скрепляет единство какого-либо сообщества.

Тогда профессиональный менталитет можно дефиницировать как “банк” осознанных и бессознательных представлений о профессии (получаемых “изнутри”, в ходе ее освоения), способах и формах профессионализации, профессиональных ценностях, специфике профессиональной репрезентации и т.д. Это рабочее определение применимо и к профессии библиотечно-информационного специалиста. Не претендуя на всеохватность, оно акцентирует внимание на комплексном, синтетическом характере отдельных компонентов, на наличии определенной профессиональной “ауры”, солидаризирующей представителей рассматриваемой сферы деятельности.

Теперь, когда найдено более емкое понятие, вопрос о структуре профессионального менталитета библиотечно-информационного специалиста приобретает бульшую глубину и сложность. Несомненно, что в данном случае мы имеем дело, с позиций системного подхода, со сложнодинамической, полифункциональной системой, которую чрезвычайно трудно расчленить на отдельные подсистемы; на элементном уровне также наблюдается транспозитивность. Тем не менее, структурный анализ возможен и необходим, иначе структурная расплывчатость не позволит качественно изучать выделенный феномен.

Очевидно, что оснований структурирования несколько, и можно механически объединить их в одну структурную модель. Но, на наш взгляд, есть более перспективный путь. Гораздо полезнее строить модель, заранее исключив структурную противоречивость. Для этого обратимся к методу базисов (Р. Фельдкеллер, Э. Цвинккер, В.А. Ганзен и др.). Математическим понятием “базис” обозначается множество знаковых объектов, которое характеризуется полнотой и упорядоченностью. Сущность метода заключается в том, что множество элементов описания объекта соотносится с множеством элементов базиса, и в результате первое множество оказывается упорядоченным.

Исходя из того, что основными характеристиками любого объекта, концентрирующимися в его субстрате, оказываются пространственные, временные, информационные и энергетические, целесообразно использовать понятийный пентабазис, состоящий из четырех рядоположных понятий “пространство”, “время”, “энергия”, “информация” и одного объединяющего – “субстрат”. Построим на его основе специальную матрицу:

Предложенный подход, несмотря на определенную условность, обладает рядом преимуществ:

- дает системное (полное, целостное) видение объекта;

- предлагает универсальную схему, что позволяет шире использовать компаративный метод в профессиологических исследованиях;

- выявляет специфику профессиональной библиотечно-информационной деятельности.

Дальнейшее изучение вопроса о принципах структурирования профессионального менталитета специалистов в указанной сфере, несомненно, обогатит теорию и практику библиотечной профессиологии.

Hosted by uCoz