Дранникова Г.В.

РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ СПЕЦИАЛИСТА
В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коренные преобразования в социально-экономической жизни страны существенным образом повлияли на требования, предъявляемые к выпускникам любого учебного заведения, в том числе вуза. В новых условиях формирование профессионально значимых качеств выпускника высшего учебного заведения должно быть ориентировано не столько на объем и полноту конкретного знания, сколько на способность самостоятельно пополнять знания, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения. Достижение этой цели в значительной степени зависит от уровня информационной культуры.

Формирование информационной культуры специалиста происходит одновременно с формированием информационной культуры личности под влиянием различных социальных институтов: семьи, системы образования, средств массовой информации и т.д. Но целенаправленное формирование информационной культуры специалиста неразрывно связано с деятельностью образовательных заведений и начинается со школьной скамьи. Именно в школе закладываются основы информационной культуры, осуществляется довузовская информационная подготовка учащихся, общая ориентация в окружающей инфосфере, формируется информационный стиль мышления, основы информационного мировоззрения, поведения и информационной деятельности. При этом существенное значение имеют библиотечно-библиографические знания; курс по основам информатики.

Основы информационной культуры, заложенные в школе, получают дальнейшее развитие, углубление и расширение в средних специальных учебных заведениях. Здесь усиливается отраслевой характер информационной подготовки учащихся. Формированию информационной культуры будущих специалистов способствуют специальные информационные дисциплины, а также гуманитарные и общенаучные дисциплины, обладающие большим информационным потенциалом. Особое внимание уделяется практической стороне информационной подготовки учащихся, специальной ориентации в информационном пространстве, ознакомлению с информационным потенциалом отрасли, для чего используются разнообразные методы организации познавательной и практической деятельности учащихся.

Наиболее важным и плодотворным с точки зрения формирования информационной культуры специалиста является период обучения в вузе.

На формирование информационной культуры студентов оказывает влияние целый ряд разнообразных факторов. Прежде всего, это учебные курсы, прямо ориентированные на ее формирование: “Информационная культура личности”, “Информационная культура специалиста” и т.д. Среди достоинств таких курсов можно выделить их междисциплинарный, интегрированный характер, предусматривающий использование достижений информатики, логики, библиотечно-библиографических дисциплин и др., ориентацию на формализованные методы поиска и аналитико-син-тетической обработки информации.

Немалый вклад в формирование информационного мировоззрения, информационной культуры студентов вносят также гуманитарные и общенаучные дисциплины, учебно-воспитательная работа со студентами.

Важнейшим фактором формирования информационной культуры студентов выступает деятельность вузовской библиотеки, объединяющей функции информационного, культурного и образовательного учреждения. Участие библиотеки в образовательном процессе способствует более эффективному освоению информационной среды. Студенты, имеющие навык и привычку заниматься в библиотеке своего учреждения, успешнее учатся. Библиотеки вузов обладают возможностью комплексного подхода к формированию информационной культуры будущих специалистов, имеют средства и методы корректировки и управления этим процессом; предоставляют возможность соединять познавательную и практическую информационную деятельность студентов.

В практике работы вузовских библиотек страны накоплен интересный опыт по формированию информационной культуры студентов. Характер этой деятельности в настоящее время меняется по содержанию, по формам и методам, программно-методическому обеспечению. Фактическое выполнение функций вузовской библиотеки (образовательной, информационной, культурной) следует связывать не только с расширением ассортимента информационных продуктов и услуг, созданием для студентов соответствующий информационной поддержки их учебной, самообразовательной деятельности, но и, в первую очередь, с результативностью ее деятельности по формированию у них информационной культуры специалиста.

Вузы несут основную нагрузку по целенаправленному формированию информационной культуры специалистов. Ее дальнейшее развитие и совершенствование продолжается под воздействием профессиональной микросреды, самообразовательной деятельности, а также в системе послевузовского образования – переподготовки и повышения квалификации кадров.

Формирование информационной культуры специалиста – это непрерывный процесс, важнейший фактор успешной профессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Hosted by uCoz