Губайдуллина Г.М.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Современные информационные и коммуникационные технологии, применяемые в обучении, используются с целью:

- совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных;

- совершенствования методов и организационных форм обучения, воспитания;

- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментальную деятельность;

- разработки компьютерных тестирующих и диагностирующих методик, обеспечивающих систематический, оперативный контроль и оценку уровня знаний обучаемых.

Сегодня педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Необходимость внедрения таких педагогических технологий, в основе которых лежали бы личностно-деятельный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе позволило бы на методическом уровне решить проблему конструирования процесса профессиональной подготовки, направленного на достижение заранее запланированного результата.

Очевидно, что возрастающие возможности применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе создают предпосылки для таких направлений интенсификации образовательного процесса, как:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности;

- компьютерная визуализация учебной информации;

- создание и использование информационных баз данных, необходимых в учебной деятельности, и обеспечение доступа к сети информации;

- автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности;

- осуществление самоподготовки, самоконтроля в процессе усвоения учебного материала.

Организация таких видов учебной деятельности как интерактивный диалог, управление реальными объектами, моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, явлений и процессов позволяют реализовать вышеперечисленные возможности, а также позволяют:

- создавать методики, ориентированные на развитие творческого мышления обучаемых;

- усилить мотивации обучения;

- перевести на более высокий уровень эстетическое воспитание;

- развивать коммуникативные способности и эффективно формировать умения принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации.

Одним из путей реализации описанных возможностей средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, мы видим в применении мультимедийных технологий. Мультимедийные технологии (multimedia – дословно “многосредность”) – эффективная информационная технология, являющаяся одной из перспективных для использования в сфере коммуникаций. Мультимедийные технологии позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), используя при этом возможности интерактивного диалога. Педагогические цели использования мультимедийных технологий определяются возможностью повышения мотивации обучения эмоционального восприятия информации, формирование умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной деятельности по обработке информации. Среди важнейших достоинств средств мультимедиа, в первую очередь, следует отметить возможность создания с их помощью интерактивных презентаций.

В зависимости от предназначения различают следующие типы презентаций:

- торговые, предназначенные для использования торговыми агентами. Позволяют за короткое время представить всю необходимую информацию о товаре.

- маркетинговые, предназначенные для предоставления основных сведений о приоритетных направлениях деятельности компании и продукции, которую она выпускает.

- обучающие, предназначенные для:

- проведения презентаций-семинаров (знакомство, сравнительный анализ выпускаемой продукции, обзор текущего состояния рынка, обучение);

- самообразования, где можно получить любые сведения при помощи интерактивных мультимедийных систем.

- Корпоративные “широкоформатные” презентации, предназначенные для проведения финансовых презентаций и презентаций для служб по работе с персоналом.

На основе изложенного и проведенного анализа литературы можно сделать вывод, что презентация очень широко используется при обучении специалистов экономических специальностей (экономика, бизнес, реклама и др.). В гуманитарной области она хотя и используется, но в упрощенном виде и не рассматривается как педагогическая технология в ракурсе информационных технологий.

Известно, что мультимедийные обучающие презентации предназначены в помощь преподавателю и позволяют удобно и наглядно представить учебный материал, при этом даже самые сложные темы можно преподнести так, что обучаемые будут усваивать материал без труда и с интересом. Применение даже самых простых графических визуальных средств является в процессе обучения чрезвычайно эффективным. Творческое сочетание в учебном процессе мультимедийных презентаций и изучения на практике обычно дает прекрасные результаты.

Накопленный нами практический опыт свидетельствует, что презентация как форма обучения в вузе культуры и искусства является своеобразной инновацией в плане решения проблемы воспитания будущих специалистов как твор-ческих личностей.

На кафедре информатики в рамках специальности “Прикладная информатика” в качестве среды разработки презентации использовались обучающие презентации. Принято различать три основных типа обучающих презентаций:

- Со сценарием. Прекрасно подходит для выступления на семинаре. С их помощью можно постоянно поддерживать интерес аудитории к представляемой информации, изменять последовательность изложения материала по мере необходимости в ходе занятия или настроить презентацию с учетом конкретной аудитории перед началом занятия.

- Интерактивные. Позволяют студентам осваивать материал самостоятельно, опытным и интерактивным путем, усиливая эффективность процесса обучения.

- Самовыполняющиеся. Применяются в целях обучения, позволяя в простой и наглядной форме охватить ту или иную тему.

Нами были взяты на вооружение самовыполняющиеся презентации, и реализовались они в ряде дисциплин кафедры. Предварительные результаты, прошедшие в рамках этих дисциплин показывают, что презентация может выступать эффективным средством как педагогическая технология.

Hosted by uCoz