Головко С.И.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Для современной теории и практики библиотечного профессионального образования существенное значение имеет то, что динамика социокультурной среды, изменения в общественно-производственной сфере обусловили необходимость внедрения новых образовательных технологий. Отрасль может работать в режиме устойчиво-опережающего развития только в контексте существенного обновления философии образования. Модульное проектирование содержания обучения позволяет полнее отразить инновационные процессы, адаптировать учебные планы и программы к уровню подготовки обучаемых с учетом их базового образования, формировать познавательно-профессиональные навыки, развивать способности обучаемых к трансформированию приобретенных навыков в профессиональные умения. Современная система образования характеризуется активным поиском адекватной таким целям совокупности способов, приемов обучения, что способствует развитию вариативности, совершенствованию подходов к образовательной деятельности. На первый план выходят не репродуктивные, а творческие формы обучения, активное вовлечение заданного материала в конкретные ситуации, что позволяет студентам получать практический опыт на базе личного участия в них.

Личностно-ориентированная модель образования, опирающаяся на приоритет развивающейся личности, создает большие возможности для инновационного творчества в решении сущностной, содержательной стороны многих библиотечных проблем, расширяет возможности самореализации личности в профессиональной сфере.

Проблемно-модульное проектирование содержание обучения разворачивается в логике реализации уровневых индивидуально-образовательных категорий: от структурирования содержания курса на основе базовых проблемных модулей и отбора методов познавательной деятельности к созданию ситуации индивидуального усвоения вариантов проблемно-модульной программы. Разработанные и внедренные нами в практику изучения курса “Библиотечное обслу-живание” инновационно-образовательные модули (ИОМ), укрупняют актуальные проблемы: “Роль метаинформации в библиотечной среде”, “Информационный компонент библиотечной среды”, “Новые подходы к изучению читательского спроса в библиотеке”, “Массовое библиотечное обслуживание в зеркале современных проблем”, “Библиотечное обслуживание в современном социокультурном контексте”, “Современные приоритеты и направления выставочной дея-тельности библиотек”, “Мультимедийные технологии как средство обновления содержания библиотечного обслуживания”. Наиболее перспективными инновационными технологиями следует считать: “кейс-стади” (обучение на основе использования конкретных профессионально-практических ситуаций); тренинговые технологии; обучение с применением методов проекта. Профессионализм и педагогическое мастерство, требующиеся от преподавателя при модульной интерпретации учебного курса должен, по нашему мнению, сочетаться с ориентацией на максимальное использование личностно-творческих способностей студентов. Только такой синтез способен обеспечить освоение студентами инновационных форм обучения и помочь им трансформировать приобретенные знания в практические умения. При разработке каждого модуля ставится цель: достижение заранее планируемого результата обучения. Например, модуль “Роль метаинформации в библиотечной среде” позволяет студентам приобрести навыки организации целой системы опосредованной информации о том, какую информацию может представить тот или иной отдел библиотеки, а также получить представление о реестре услуг библиотеки (основных и дополнительных); содержании ее досуговоинфор-мационной деятельности. Студенты постигают новые для них методы представления метаинформации, осваивают широкий спектр метаинформационных средств. Большинство из них проявляют яркие способности в поиске оригинальных мнемонических знаков, некоторые используют и широкий спектр информационных средств, которые предлагают современные компьютерные технологии. Профессионализм, творческий подход отличают работы студентов, предлагающих рекламную и композиционную информацию. Например, при создании модели визуального библиографического ориентирования в фонде. В ходе выполнения задания этого образовательного модуля студенты усваивают главный тезис о том, что метаинформация обеспечивает комфортность поиска информации.

Эвристические возможности игрового моделирования, используемые нами в процессе обучения студентов (деловые и ситуативные игры “Мир библиотечного общения”, “Обслуживание читателей: имидж и этика профессионального поведения библиотекаря”), обеспечивают корреляции в овладении теоретическими знаниями с приобретением практических навыков по избранной специальности. В результате полученный практический опыт соотносится с теоретическими знаниями, интегрируется в систему знаний и умений, активизирующих процесс саморазвития формирующегося специалиста. Активно-диалоговые формы обучения содержат большие ресурсы для реализации интеллектуально-творческого потенциала обучаемых, активного использования психолого-педагогических средств внимания и интереса, приемов персонификации, соучастия. На одном из занятий осваивается тема: “Программы чтения как комплексная форма группового библиотечного обслуживания”. Студенты проводят подготовленную ими презентацию молодежной программы чтения “Кумиры молодых”; им предоставляется возможность апробации своих идей. Работая в мини-группах, они представляют мини-программы чтения для молодых читателей об их кумирах в а) литературе; б) политике; в) искусстве; г) бизнесе; д) в мире моды; е) в спорте. В итоге они сами становятся авторами и участниками яркого, зрелищного профессионально подготовленного действия, гармонично сочетающего рекомендацию традиционных книжных носителей информации с новыми некнижными (видеофильмы, слайды, CD-ROM). Обязательное условие – рекомендация литературы для чтения в нетрадиционных формах, образных, запоминающихся. Здесь реализуется наша педагогическая цель: освоение новой комплексной формы библиотечного обслуживания с перспективой проецирования ее в практической деятельности будущих библиотечных специалистов.

Личностно-ориентрованные педагогические технологии подготовки студентов-библиотекарей обеспечивают изменения качества образования с точки зрения формирования готовности специалистов к дальнейшему профессиональному продвижению.

Hosted by uCoz