Бородина С.Д.

ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

В настоящее время в библиотечном образовании просматриваются три мегатенденции, характерные для отечественного высшего профессионального образования в целом. Первая тенденция – смена основной парадигмы библиотечного образования. Преодоление кризисных явлений предыдущей модели образования приводит подчас к возникновению новых негативных ситуаций. Так, долгие годы выпускников высшей библиотечной школы справедливо упрекали в слабой практической подготовке. К 2000 г. преодоление этого недостатка привело к тому, что российское библиотечное образование перестало, по мнению О.В. Шлыковой, давать необходимый объем фундаментальной профессиональной подготовки, жертвуя им в пользу прикладной составляющей.

Вторая тенденция – движение отечественного образования в направлении интеграции в мировую культуру. С подписанием Россией Болонского соглашения (2003 г.) благие пожелания, высказываемые в адрес библиотечной школы, о необходимости перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов, отход от привычного наименования специальностей становятся реальной и ближайшей перспективой. Но и до подписания этого документа влияние на российское библиотечное образование западной модели профессиональной подготовки было ощутимым. В частности, с каждым годом все заметнее дрейф библиотечного образования в сторону подготовки технологов библиотечного дела.

Третья тенденция – восстановление традиций русской школы, которая всегда славилась универсальностью объема и гуманистическим содержанием подготовки, высоким авторитетом преподавателя и др.

Упорядочить воздействие, а подчас и противоборство названных тенденций призвана система государственных образовательных стандартов. Добиться желаемого на деле не всегда удается. Если федеральный компонент последнего ГОСа обнаруживает явную ориентацию на подготовку профессионалов-технологов, то гарантий, что данная тенденция будет воплощена и в национально-региональном компоненте, нет никаких. Более того, существование такого явления как “скрытый учебный план” – специфика производственного обучения, влияние личности преподавателя – способно усилить или ослабить эффективность федерального компонента в подготовке библиотекарей, необходимых сегодня. В целях смягчения противоречий между федеральным и национально-региональным компонентами подходы к проектированию федерального компонента ГОСа должны отражать основные тенденции реформирования библиотечного образования. Поскольку это практически нереализуемо, необходим строгий и точный выбор стратегии реформирования.

Представляется, что определить верное направление реформ не так и сложно. Необходимо, в первую очередь, ориентироваться на те функции, которые библиотека выполняла в обществе всегда, а затем на те из них, что особенно актуализировались в связи с современной социокультурной ситуацией в стране.

Важнейшей функцией библиотеки и, следовательно, главной ролью библиотекаря всегда была культурно-образовательная. Библиотека, особенно публичная, была и остается главным средством неофициального образования. Усилия библиотекарей направлены на обеспечение возможностей свободного духовного развития читателей, создание условий для культурной – продуктивной, репродуктивной – деятельности. Поскольку из всех существующих сегодня каналов образования только библиотека обеспечивает осуществление этих процессов на индивидуальном уровне, превзойти ее никому не удастся. Разве что сами библиотекари не смогут эффективно выполнять культурно-образовательные функции, чему есть реальная угроза.

Еще 13 лет назад профессор А.В. Соколов сожалел, что библиотечному образованию чужд культ книги. Именно интеллигентность, а не технологические умения и навыки являются профессиональной доминантой библиотекаря, книга для которого – наивысшая ценность, смысл жизни. Необязательно разделять пафос автора, но нельзя не согласиться с тем, что любовь, а значит и вкус, и умение отличить хорошую и очень хорошую книгу в потоке литературы, страсть к просветительству – неотъемлемые профессиональные качества библиотекаря.

За короткое время и российская культура, и российское образование стали удивительно прагматичными. Студенты – будущие библиотекари XXI в. еще более далеки от интеллигента-книжника, чем их недавние предшественники конца XX. ГОС третьего поколения усугубляет эту тенденцию, изъяв из числа общепрофессиональных курс теории и истории литературы. Стремление готовить “узкого” специалиста вполне отвечает потребностям современных молодых людей в получении только тех знаний, которые обеспечивают выполнение основных технологических процессов, протекающих в библиотеке. Отвечает ли это интересам библиотеки, как-то не принято обсуждать.

Современная социокультурная ситуация, кроме прагматизма, характеризуется и заметным понижением общего уровня культуры. Взаимосвязь обучения и воспитания человека с количеством прочитанных им книг известна давно и не подвержена переосмыслению. Чтение как процесс обучения и воспитания волнует сегодня всех в мире – правительства, общества, специалистов. Для России эта проблема имеет особую остроту. Статистика “утешает”: в США 40 млн. неграмотных, а в России примерно столько же “всего лишь” книгу в руки не берут. Однако именно в России чтение всегда подразумевалось как неформальная социальная норма, и должно быть оберегаемо как культурная ценность.

Библиотека не может стимулировать чтение, она только создает благоприятные возможности для реализации желания. Но и эта задача предъявляет к библиотекарю очень высокие требования, которые Дж. Х. Шира определил как “знание людей и знание книг”. Чтобы каждый разговор с читателем о книге стал разговором о жизни, чтобы библиотекарь был способен понять другого человека без установки на его перевоспитание, он должен быть ориентирован на гуманитарные виды практики – педагогику, образование, самообразование. Для этого ему необходима гуманитарная по содержанию и гуманистическая по духу и сути подготовка.

Hosted by uCoz