Васнева А.М.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ЖУРНАЛЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА КОНЦА XX ВЕКА

Новейшую историю религиозной печати в России принято начинать с 1990 г., когда в СССР за год до его роспуска была принята последняя редакция закона о “О свободе совести и религиозных организациях”. По этому закону церковь получила право юридического лица и возможность самостоятельно заниматься издательской деятельностью. С этого времени стали появляться многочисленные религиозные издания, включая детские, разных уровней и направлений. К сожалению, за тринадцать лет основной недостаток этих изданий остается не преодоленным до сих пор – отсутствие должного финансирования и малый тираж. Религиозная литература в основном распространяется в больших городах и монастырях, где на неё существует устойчивый спрос, правда довольно узкого круга лиц, в основном полностью определивших своё отношение к той или иной конфессии. За пределами больших городов: в посёлках, сёлах, малых городах, даже там, где имеются действующие храмы, положение с выбором религиозной литературы не так благополучно, к тому же сказывается невысокое материальное положение основного контингента читающих и покупающих, людей пенсионного возраста. Все неправославные издания, как правило, получают большую материальную поддержку из-за границы – мусульмане, буддисты, иудеи, Свидетели Иеговы, общество Сознания Кришны, мормоны и другие, порой вовсе религиозные экзотические группы. Естественно, самые многочисленные издания – христианские и особое место среди них, вне всяких сомнений, по праву занимает печать Русской Православной Церкви, которая в своем становлении и развитии использует богатый опыт издательской деятельности нашей церкви XIX и начала XX вв. Конечно, речь не может идти о возрождении церковной жизни (и печати в том числе) в полной мере, как это было в дореволюционное время, ведь тогда наша религия была государственной, а в настоящее время отделена от государства. К тому же не могла не оказать влияния атеистическая семидесятилетняя идеология советской страны и секуляризация общественной жизни Запада, на которую почти всегда ориентировалась советская творческая интеллигенция последних сорока лет. Недаром на Западе часто слышатся заявления, что они живут в постхристианском обществе, т.е. сатанинском.

Прежде всего, отметим важнейшие труды на ниве возрождения детского православного просвещения А.Н. Стрижева, сотрудничающего с журналом “Купель”, А.А. Лиханова, издающего “Божий мир”, протоирея Артемия Владимирова с его “Зорькой”, “Пчелкой”, выпускавшиеся издательством Московской Патриархии (в настоящее время издается сестричеством во имя преподобномученицы Великой княгини Елизаветы), “Свирель”, “Школьный вестник” для незрячих детей; газеты: “Воскресная школа”, “Православная юношеская газета”, “Светлый отрок” издание воскресной школы при храме Троицы Живоначальной в Борисове и другие издания.

В настоящее время издаются детские православные журналы и газеты не только в Москве, но и в других городах России. Например: “Колокольчик – на радость детям” выходит в городе Саранске, “Православная радуга” – в Самаре, “Подарок детям” – в Екатеринбурге, “Свечечка” – в Таганроге, “Чадушки” – в Харьковской области, “Чадо” – в Май-максанском округе Архангельска, “Светлячок” и “Купель” – в Уфе, “Отрок” – на Украине, “Лучик” в Казахстане и “Лучик” в республике Марий Эл, “Богдан” – в Виннице, “Воскресная школа” – в Полоцке и другие. Однако тираж этих журналов, как и всех православных изданий, явно недостаточен для нашей страны, если мы думаем о надлежащем воспитании подрастающего поколения. Тираж каждого из названных самых известных журналов не превосходит 6–7 тыс., исключением является журнал “Божий мир”, издающийся тиражом около 20 тыс. К тому же они в основном выходят нерегулярно и часто с большим опозданием из-за отсутствия средств.

Издаются детские православные журналы для детей, повторяющие по своей тематике и названию варианты русских детских дореволюционных журналов: “Детское чтение для сердца и разума”, “Пчелка”, “Зорька”, “Светлячок”, “Зернышко”, “Игрушечка”, “Тропинка”, “Ванька-Встанька”, “Подарок детям”, “Родничок” и другие. Следует сказать, что некоторые из них (к примеру, “Детское чтение для сердца и разума” и “Ванька-Встанька”, “Подарок детям”), оставаясь хорошими журналами для детей, утратили свою религиозную прежнюю компоненту.

Есть православные журналы и газеты для взрослых, имеющие постоянные рубрики для детей: “Наши дети” – в “Русском доме”, “Зернышко” – в журнале “Православная беседа”, “Радуга” – в газете “Православная Москва” и др.

Создание нового православного детского журнала – дело сложное, требующее безупречного вкуса и должной ответственности не только в подборе материла, но и в его подаче. Необходимо признать, что за многие десятилетия жесткого контроля атеистической идеологии, утеряны духовный опыт и преемственность в создании таких изданий, то, что называется традицией. Задача – восстановить связь времен.

В советское время, начиная с послевоенного времени, стало особенно заметно, что детская периодика стала выходить с большим заимствованием у детской дореволюционной литературы: в способе подачи и структуре подаваемого материала, рубрик, художественного и полиграфического оформления, поданные хорошим русским языком.

При отсутствии даже всяких намеков на религиозность в воспитании и просвещении народа страны контроль со стороны правительства за нравственным содержанием всех публикаций (взрослых и детских) был очень строгим и жестким, всякие элементы пошлости и распущенности в искусстве были недопустимы.

Современная подача материала и темы иллюстраций в отличие от дореволюционной и советской светской детской литературы и периодики в своем большинстве резко отличаются низким вкусом, грубым натурализмом, пошлостью, вплоть, до элементов растления. Особенно страшна негативная роль в этом плане телевидения и почти всей видеопродукции, когда изображение на экранах неподвластны никаким нравственным запретам, отсутствует всякое понятие о совести и стыде, детям ненавязчиво внушается мысль к подражанию всего увиденного, душа ребенка постепенно отравляется мерзостью, и нормой поведения их становится грех. Сознавая гибельное влияние растления на души детей, Православная Церковь и общественность делают все возможное, что в их силах, чтобы оградить молодежь и наказать растлителей, используя все доступные ей источники информации: телевидение, радио, прессу, кино. В этой борьбе православная общественность прибегает и к таким известным формам протеста, как стояния, крестные ходы, сборы подписей под обращениями, отправляя их в адрес правительства и министерства просвещения. На особо растленные издания подают в суд. В этой борьбе за души погибающих детей должны быть в первую очередь отмечены: Общественный комитет “За нравственное возрождение отечества”, возглавляемый протоиреем Александром Шаргуновым, “Русский дом” – телевизионный, радио и журнальный варианты, радиостанция и газета “Радонеж”, журнал “Православная беседа”, газеты “Русский вестник”, “Православная Москва”, “Русь державная”, “Альфа и Омега”, “Фома”, “Встреча”, “Ступени”, “Татьянин день”, “Петр и Павел”, “Православная юношеская газета” и другие. Необходимо отметить острые передачи на радио против растления молодежи Жанны Бичевской в передаче “От сердца к сердцу”.

Последние несколько лет вопросы духовно-нравственного воспитания в системе образовании Российской Федерации постоянно рассматриваются участниками широко известного Всероссийского духовно-просветительского форума “Глинские чтения”. Отметим наиболее яркие выступления на этом форуме: епископа Полоцкого и Глубокского Феодосия, декана филологического факультета, профессора кафедры русской литературы МГПУ имени М.А. Шолохова Н.Д. Котовчихиной, профессора МГУК С.П. Фунтиковой, зав. кафедрой педагогики Курского госпедуниверситета, доктора педагогических наук, профессора В.М. Меньшикова и др.

Необходимо, отметить явную недоработку в вопросе православного воспитания и просвещения наших библиотек всех уровней, включая республиканские и городские. Удивительно, что в Российской государственной детской библиотеке в Москве отсутствуют издающиеся в настоящее время православные детские журналы; в РГБ доступ к православным детским журналам и даже известному и всеми любимому “Русскому дому” ограничен. К примеру, в РГБ, в открытом каталоге журнал “Купель” представлен номерами, выходившими за 1997 и 1998 гг., “Русский дом” – № 1, 2 за 1997 г. и № 12 1998 г. Но к прокатолическому и необновленческому журналу “С нами Бог” доступ открыт, в каталоге представлены все выходившие номера этого журнала.

Отметим, что во всех православных детских изданиях явно недостаточно уделено внимания такой насущной современной проблеме, которая была не актуальна еще 50–60 лет назад, современное состояние окружающей нас природы, которая явно деградирует и жестоко мстит человеку.

Хотелось бы даже в самых лучших вышеназванных журналах, наконец-то, увидеть новые рубрики, посвященные анализу и разборке, выходящих в настоящее время детских православных книг и журналов, которые бы авторитетно давались редакцией журналов.

Общим недостатком, выходящих православных детских журналов, является недостаточное разнообразие авторов и мнений по насущным проблемам православной жизни, желательно, чтобы имелось больше материалов по обмену опытом работы по современному воспитанию детей в православных гимназиях и воскресных школах.

Появились в некоторых детских журналах иллюстрации, сильно напоминающие западные комиксы своей аляповатостью и небрежностью исполнения рисунка, который является одним из необходимых условий (вместе со словом) существования хорошей детской литературы. И это снижает духовно-нравственный уровень изданий.

Hosted by uCoz