Васнева А.М.

ДЕТСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЖУРНАЛЫ КОНЦА XVIII ВЕКА

Любое государство всегда заботится об образовании и воспитании подрастающего поколения. В России, как в стране православной, образование и воспитание детей проводилось с целью заложить в них основы православного миросозерцания, патриотизма и уважения к помазаннику Божию.

Первая рукописная книга для детей появилась в 1491 г., автором её был известный русский дипломат Дмитрий Герасимов. Это был его перевод на русский язык и специально переработанной для детей известной на Западе латинской грамматики “Донатус”. В первой половине XVI в. в России выходит “Сказание о седми свободных мудростях”. В ней говорится о семи науках, которые в то время изучали в школах всей Европы.

На Руси первой печатной книгой для детей была известная азбука для детей Ивана Фёдорова, изданная в 1574 г. После неё в том же веке вышли ещё 12 детских книг.

XVII в. представлен более многочисленными именитыми авторами: патриарх Никон, справщик Савватий, Cимеон Полоцкий, Карион Истомин, государственные деятели – Ф. Грибоедов, Ф. Ртищев, Иннокентий Гизель. Их усилиями было издано около 50 детских и учебных книг.

Особенно необходимо отметить издание азбуки 1637 и 1679 гг., а также буквари Кариона Истомина, сыгравшие в просвещении России выдающуюся роль.

В 1674 г. в Киеве издаётся первая печатная книга по русской истории “Синопсис” (краткое обозрение), в которой были помещены неизвестные для русского общества эпизоды из жизни русских князей и царей, описывались важнейшие события русской истории. Разные библиотеки страны хранят около 4000 тыс. детских книг XVII в.

Во второй половине XVIII в. было издано особенно большое количество детской литературы, среди которой необходимо назвать самые известные имена – Н.Г. Курганова и А.Т.Болотова. А.Т. Болотов написал для детей более десяти книг, в том числе стихотворных. Среди них выделяются “Детская философия” – своего рода популярная научная энциклопедия, где в занимательной форме беседы матери-помещицы со своими детьми, рассказывалось об устройстве мира, о законах науки, о её новейших для своего времени достижениях. По своей форме и содержанию она связана с традициями XVII в. и с “Письмовником” Н.Г. Курганова, который был уже известен в России с конца XVII в.

Во второй половине XVIII до начала XIX в. наряду с многочисленными детскими книгами стали выходить и периодические детские журналы, взявшие на себя основную задачу по светскому просвещению и воспитанию детей и юношества России, но, к сожалению, подаваемый материал был заграничного происхождения, не опирался на родные и святоотеческие традиции.

Появление периодики всегда свидетельствует о повышении культурного уровня страны. Так и в деле духовнонрав-ственного воспитания подрастающего поколения, периодика и литература дополняют друг друга, оставляя литературе более углублённую и последовательную разработку того или иного духовного вопроса. Все вопросы, которые возникают у читателя при чтении духовной литературы, он может в сравнительно короткий срок получить на страницах периодического издания, там же ему посоветуют обратиться к дополнительной литературе по тому или иному вопросу, вышедшему или ещё ожидаемому изданию.

Детская религиозная периодика в России начала складываться в конце XVIII в. во время правления Екатерины II. Первыми детскими изданиями стали журналы: “Детское чтение для сердца и разума”, “Растущий виноград” для юношества, “Распускающийся цветок, или собрание разных сочинений и переводов, издаваемых питомцами учрежденного при Императорском Московском университете Вольного Благородного пансиона” и “Полезное упражнение юношества”.

Появление детской периодики связано, прежде всего, с именем Н.И. Новикова, основавшего первый детский журнал – “Детское чтение для сердца и разума”. Журнал выходил в Москве с 1785 по 1789 г. по субботам как бесплатное приложение к газете “Московские ведомости” и был адресован для детей в основном среднего и старшего возраста.

Каждый номер, состоявший из 16 страниц, включал в себя в основном переводные материалы: литературно-художественного и научно-популярного направления различного характера и жанров.

В журнале помещались нравоучительные повести, рассказы, биографии мудрецов и поэтов, комедии, басни, сказки, анекдоты, загадки, театральные пьесы; научно-популярные статьи по физике, астрономии, географии, истории, о путешествиях, о флоре и фауне разных стран и народов.

чтение для сердца и разума” помещались краткие выдержки из Священного Писания. Этот первый в России журнал для детей оставил большой след в сознании современников, особенно он был популярен до середины XIX в.

До 1789 г. вышло 20 книжек. Учитывая большое внимание читателя к журналу, он переиздавался дважды: М. Пономаревым во Владимире (1789–1804) и С.И. Селивановским в Орле (1819).

В журнале Новикова участвовали: А.А. Прокопович-Антонский, В. Подшивалов, М.А. Дмитриев, А.А. Петров, Н.М. Карамзин. Материалы журнала использовались при составлении русских букварей и хрестоматий для учащихся до середины XIX в.

Журнал “Детское чтение для сердца и разума” высоко оценивали В.А. Жуковский, В.И. Панаев, С.Т. Аксаков, В.Г. Белинский, Н.И. Пирогов, Н.С. Лесков, К.С. Сербинович и др.

Детская периодика в России XVIII в. неоднократно рассматривалась в дореволюционное и советское время. Авторы публикаций практически всегда положительно оценивали этот журнал, подчёркивая его новизну для своего времени, и высоко оценивали уровень публикаций по естествознанию, истории, отечественной и переводной беллетристике. В советское время, учитывая неприязнь ко всякой религиозной тематике, критиковали этот журнал за его излишнюю религиозность.

Необходимо отдать должное оперативности редакции журнала “Детское чтение для сердца и разума”. Она довольно быстро откликалась на новые веяния в быту, например, на появление в конце XVIII в. в России кофе и сахара и пр.

В апреле 1785 г. вышел первый номер ежемесячного журнала для юношества “Растущий виноград”, издаваемый Главным управлением народного училища в Санкт-Петербурге. Как и все учебные учреждения того времени, это управление состояло в ведении П.В. Завадского, а директором был О.П. Козодавлев. Будучи хорошим историком, он поместил в нескольких номерах журнала интересную аналитическую статью о развитии просвещения за все обозримое историческое прошлое европейских народов – “Рассуждение о народном просвещении”. Журнал выходил ежемесячно по апрель месяц 1787 г. В течение этого времени вышло 24 номера.

“Распускающий цветок” издавался трудами питомцев “вольного” пансиона при Московском университете. Этот сборник посвящён трём бывшим тогда кураторам университета: Н.И. Шувалову, И.И. Меллишно и М.М. Хераскову. В своем письме издатели благодарят своих “меценатов” за покровительство и выражают свою признательность за выпуск журнала, адресованного благородному юношеству для научения его благонравию. Как видно, кураторы университета, призванные защищать интересы государства, не очень обращали внимание на отсутствие в позициях редакции чётких православных и патриотических воззрений.

Как и в “Детском чтении”, здесь тот же набор философских, назидательных рассуждений о добре и зле, о бессмертии души и пороках человека, публикуются материалы о временах года, о природе, исторического характера и т.п. Все материалы критического характера о пороках человека, как и в журнале Новикова, поданы в светской форме или изложены с позиции переведенных протестантских авторов. Материалов, поданных с православных и святоотеческих позиций, на страницах этого журнала найти невозможно.

Московская журналистика, сосредоточенная при университете, дополнялась периодическими изданиями воспитанников благородного пансиона.

Первым таким изданием был сборник “Распускающийся цветок”, это было собрание сочинений и переводов, издаваемых воспитанниками учрежденного при императорском Московском Университете Вольного Благородного Пансиона в Москве в 1787 г. под руководством В.С. Подшивалова и М.М. Снегирева.

Сравнивая публикации журнала “Распускающийся цветок” с аналогичными публикациями журнала “Детское чтение” Н.И. Новикова, которому они старались подражать и на который ориентировались, мы должны признать, что “Распускающийся цветок” не достиг уровня своего предшественника. Объёмистый том журнала может в настоящее время служить только доказательством, насколько было развито знание языков.

Издание прекратилось, но через два года в 1789 г. возобновилось снова, хотя уже под другим названием, а именно: “Полезное упражнение юношества”. И здесь опять все больше переводы, философские рассуждения о человеке и бессмертии его души, нравоучительные рассказы из истории Европы средних веков и т.п. Народная жизнь, как и на страницах предыдущих детских журналов, совершенно не отражалась на страницах этого журнала, воспитанникам благородного пансиона она была не интересна. Их интересовали последние веяния в общественной жизни Запада, его культуры, но не жизнь своего отечества.

Если вспомнить, что журнал издавался воспитанниками благородного пансиона при императорском Московском университете, можно прийти к не очень благоприятным выводам: студенты и преподаватели Московского университета, которые должны были определять направление общественной жизни русского общества, были ориентированы в основном на западные ценности. Это нравственная болезнь укоренилась в русских университетах вплоть до настоящего времени. Университеты по своему определению и назначению должны быть лоцманами для всей отечественной молодежи в её трудном общественном и нравственном становлении, показывать пример патриотизма и исполнения своего долга перед отечеством, прежде всего, для учащейся молодежи. Но наша жизнь за два прошедших века в России, к сожалению, преподносит факты, которые, по меньшей мере, характеризуют её с не лучшей стороны, многие политические и философские смуты поддерживались российскими университетами. Рассмотрев внимательно все раз-бираемые детские журналы конца XVIII, не всегда можно обнаружить традиционное православное изложение материала по русской истории и духовной жизни народа: в публикациях по истории России явно недостаточно материалов пат-риотического направления, преобладают в основном переводные – о мировой истории и западных героях; мало описан быт русского народа с его традиционной верой и православными праздниками; много говорится о Боге и Творце в протестантском духе; совершенно отсутствуют материалы по рождественским и пасхальным торжествам, любимыми русским народом; значительную часть духовной литературы составляли мистические сочинения, включая масонские, переведенные с западноевропейских языков; история Европы, подаваемая в этих журналах, была односторонняя, в основном прославлялись западные полководцы и герои. Не нашлось места на страницах журналов: Преподобному Сергию, Дмитрию Донскому и победе русских на Куликовом поле, Минину и Пожарскому и освобождению Москвы от поляков, походам Ивана Грозного на Казань и Ермака в Сибирь, Петру I на Азов и блистательной его победе под Полтавой, выходу русских в Балтийское море, победоносным походам на Берлин и на турок Румянцева-Задунайского, о непобедимых Суворове и Федоре Ушакове, которые были современниками авторов этих журналов.

Hosted by uCoz