Раутенберг У.

КНИГОВЕДЕНИЕ И КНИГОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ

1. Книговедческие специальности в высших учебных заведениях Федеративной Республики Германии

В настоящее время получить полное высшее образование по специальностям, имеющим отношение к книге, можно только в четырех университетах Федеративной Республики Германии. В своем докладе я остановлюсь на более узкой специальности “книговедение”, представляющей собой область моих научных и преподавательских интересов. Я не буду касаться различных специальностей, относящихся к библиотековедению и наукам об информационных системах – обучение по ним ведется на сегодняшний день, за небольшим исключением, только в институтах. Столь же незначительно меня будут интересовать специальности, которые преподаются в институтах и позволяют приобрести профессии, связанные с изготовлением книги, с типографским делом или с экономикой книжной торговли. Причина этого заключается в том, что достоверную информацию я могу дать только об университетских специальностях, знакомых мне по собственному опыту.

Институты книговедения существуют в университетах Лейпцига, Майнца, Мюнхена и Эрлангена/Нюрнберга. Они возникли в рамках различных научных дисциплин, что обусловило, несмотря на наличие общих черт, их различный профиль. Из вспомогательных наук историографии развилось магистерское отделение в Эрлангене, которое существует с 1984 г. О том, насколько оно удалилось от своих истоков, свидетельствует перевод его из института истории в институт театроведения и наук о средствах коммуникации, произошедший в 2002 г. В Мюнхене отделения вузов, служащие либо повышению квалификации, либо получению диплома, были учреждены в 1987 и 1996 гг. Cвоим существованием они обязаны новейшему литературоведению, в то время как мюнхенская “книговедческая школа” была основана экономистом книжной промышленности и издателем Гербертом Г. Гепфертом. Институт в Майнце, самый большой по числу студентов и старейший в Федеративной Республике, возник на основе “профессуры имени Гутенберга”, учрежденной городом Майнцем, и в тесной связи с музеем Гутенберга в Майнце. И наконец, профессура в Лейпциге существует с 1995 г., где она относится к отделению наук о средствах коммуникации. В Лейпциге, Майнце и Эрлангене условием приема на специальность “книговедение” является экзамен на аттестат зрелости, изучается оно в комбинации с одной или двумя другими специальностями, и учеба завершается присуждением ученной степени “магистра артиума”. В Мюнхене уловием приема на дипломное отделение является соответствующее профессиональное образование, на отделение по повышению квалификации – законченное высшее образование. На дипломное отделение “книговедение” можно записаться только в комбинации с экономическими специальностями; на одногодичном отделении повышения квалификации учебная программа нацелена на приобретение практических знаний.

Только в последнее время, благодаря утверждению понятия “книговедение” (Buchwissenschaft) в качестве общего названия этих отделений данная научная дисциплина приобрела внешнее единство (на Лейпцигской и Франкфуртской книжной ярмарках они были представлены на совместном стенде). В то время как прежние названия – такие, как, например, “Buchwesen”, “Buchkunde” или “Bibliothekskunde” – были отражением ее связи со вспомогательными науками историографии или с библиотековедением, Современное понятие документирует ее притязания на научную трактовку собственной области исследований, обширной, выходящей за пределы прежнего “Buchkunde” и институтских специальностей, готовящих к непосредственной профессиональной деятельности.

Что такое книговедение? Чем занимаются вышеназванные специальности, в чем состоит предмет их исследования и преподавания? Они занимаются книгой в истории и современности, ее изготовлением, распространением и восприятием. Таким образом, в книговедении речь идет не о самих текстах, а о формах их материальной реализации, о книгах, об институтах и путях их распространения, а также об общественной практике ихвосприятия. Или, точнее, книговедение изучает способы печатания, экономику книжной промышленности и книжную торговлю, читателя и чтение, литературный рынок и его правовые и общественные основы.

2. Cпециальность “книговедение” в университете Фридриха-Александра в Эрлангене

Вышеназванные исследования ведутся в книговедении как на историческом, так и на современном материале; книговедение в Эрлангене стремится в свою очередь к наиболее полному синтезу традиции и современности. В его учебный план входят печатание с помощью подвижных литер Гутенберга и электронные публикации, читатель раннего Нового времени и новейшие эмпирические исследования книжного рынка и читательского поведения. Если меня попросят выделить три главных направления в тематике научных исследований и преподавания в Эрлангене, то я отмечу, главным образом, следующие: вопросы изготовления и художественного конструирования печатной книги от эпохи раннего книгопечатания до современности, значение новых электронных форм публикаций для книжной торговли (в том числе издательской), а также разработка теории книги с позиций науки о средствах коммуникации.

Широкий спектр исторических и современных тем книговедения нашел отражение недавно в новой энциклопедии, ставшей, в частности для студентов, справочником, к которому они постоянно обращаются за консультацией: (Урсула Раутенберг – составитель, Рекламс справочник по книговедению, вышедший в свет в марте 2003 г.). Большой интерес, в том числе широкой читательской публики, к этому справочнику (на сегодняшний день вышло в свет около 50 рецензий в газетах и журналах, как внутри страны, так и за ее пределами), а также высокое число продаж в книготорговой сети способствовали появлению второго, исправленного издания (692 страницы, 85 иллюстраций). Другое учебное пособие – небольшая книжка: Урсула Раутенберг и Дирк Ветцель. Книга (Основы медиальной коммуникации.–Тюбинген, 2002.–112 с.

Что представляет собой структура специальности? Новые учебные и экзаменационные правила, вступившие в силу в ноябре 2003 г., упорядочивают организацию и содержание начальной ступени обучения (Grundstudium). Обязательным предметом в первом семестре является “Введение в книговедение”, в рамках которого изучаются следующие тематические разделы: введение в работу книговеда, понятие книги и история книги, материалы, используемые для письма и печатания, способы печатания, структура печатной книги, рукописная и печатная книга, чтение и история книги, структура современной книжной торговли, историческое развитие книжной торговли в Германии, новые средства коммуникации и книга, что такое книговедение. Данный предмет закладывает основы для семинаров, посещение которых предписывается во втором и третьем семестре: “современная книжная торговля”, “экономика книжной торговли”, “авторское право” и “авторское договорное право”. Показателем успешного посещения семинара является письменная работа, получившая удовлетворительную оценку. Обязательным является далее практический семинар, в рамках которого осуществляется, в частности, работа над определенным книжным или выставочным проектом. Кроме того, до выпускного экзамена необходимо получить зачет по (как минимум, шестинедельной) практике в книжной отрасли, а также посетить семинар по истории (выбор темы свободный), по завершении которого сдается письменная работа. Помимо этих обязательных предметов (Pflichtfach) и обязательных предметов свободного выбора (Wahlpflichtfach) предусмотрено посещение лекций и семинаров без сдачи экзамена или зачета. Согласно правилам, через четыре семестра по завершении начальной ступени обучения сдается устный экзамен (40 минут, три темы, в том числе материал одной лекции). На основной ступени обучения (Hauptstudium) студенты, у которых “книговедение” – основная специальность (Hauptfach), обязаны сдать зачет по двум семинарам (один на современную, другой на историческую тему). По завершению основной ступени обучения сдается магистерская работа (около 100 страниц), письменный и устный экзамен по специальности “книговедение”; кроме того, сдается экзамен по двум дополнительным специальностям (Nebenfach) согласно их экзаменационным правилам. Непосредственно после сдачи последнего экзамена выпускнику присваивается академическое звание “магистра артиума”. Магистерские работы, получившие как минимум оценку “2” (“хорошо”), издаются в соответствующих книговедческих журналах или в электронной издательской серии “Все о книге. Исследования Эрлангенского книговедения” (www.buchwiss.uni-erlangen.de/AlleBuch/Studien.htm).

Данное краткое описание показывает, что наряду с научным образованием, которое формирует способность к продуманной, аналитической и самостоятельной работе, имеет место профессиональная ориентация студентов в различных областях книжной торговли, книготорговых союзах, а также в прессе и в работе с общественными кругами (Цffentlichkeitsarbeit).

Важным средством внеуниверситетской презентации специальности и внутренней организации обучения стала Интернет-страница специальности (http://www.buchwiss.unierlangen.de), постоянно актуализируемая. Здесь помещаются списки литературы, планы занятий и учебный материал, преподаватели и выпускники представляют самих себя и свои научные проекты (финансируемые, в частности, Немецким научным Обществом), публикуются результаты исследований в полном воспроизведении (Volltext).

В зимнем семестре 2003/2004 г. по специальности “книговедение” в Эрлангене обучалось 175 студентов, у 122 эта специальность была основной. Его выпускники находили работу в издательской и книготорговой сети, в отделах прессы и организационных структурах отрасли. В штате института имеются должности профессора (профессор, доктор Урсула Раутенберг), научного ассистента (доктор Фолькер Титель), секретаря, а также преподавателей на постоянных и временных ставках. В настоящее время проводится конкурс на замещение еще одной профессуры по книговедению по курсу “Современная книжная торговля и электронные издания”.

3. Основные направления исследований

Перечислим ряд проектов, которые реализуются либо в Эрлангене, либо на межрегиональном уровне с участием Эрлангена:

1) Возникновение и развитие титульного листа в период инкунабул и раннего книгопечатания (Немецкое научное общество, 2000–2002);

2) Текстовая и иллюстративная база данных по титульному листу периода инкунабул и раннего книгопечатания (Немецкое научное общество, 2003–2004);

3) проект “устной истории” по вопросам книжной промышленности XX в. (спонсор: Фонд Хорста Клиемана и Биржевой Союз немецкой книжной торговли, 2000–2003);

4) Публикация дневников издателя энциклопедий Генриха Брокгауза (спонсор: фирма Брокгауз Коммиссион в Корнвестгейме, начало: 2003 г.);

5) Издание журнала “Архив истории книжного дела” [“Archiv der Geschichte des Buchwesens”] (с тома 57, 2004);

6) История книжной торговли в Федеративной Республике Германии [Die Buchhandelsgeschichte der Bundesrepublik Deutschland] (издание последнего полутома “Истории немецкой книжной торговли в XIX и XX веке” [Geschichte des deutschen Buchhandels im 19. und 20. Jahrhundert]);

7) Подготовка международных конференций о состоянии книговедческих исследований (Вельфенбюттель, Библиотека Герцога Августа (2005), в сотрудничестве с Вельфенбюттельской рабочей группой по истории библиотек, книги и других средств коммуникации), Цюрих/Аскона, в сотрудничестве с ЭТХ Цюрих) и др.

(Перевод с немецкого)

Hosted by uCoz