Пиггот Е.Ф.

ФОТОМЕХАНИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РЕПРОДУЦИРОВАНИЯ
ИЗОБРАЖЕНИЙ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ НОВОВВЕДЕНИЕ
В ОФОРМЛЕНИИ КНИГИ В РОССИИ
КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКА

До 2-й половины XIX в. изображения, помещаемые в книге, могли быть тиражированы только ручными способами гравирования: ксилографией (в 1-й половине XIX в. преимущественно торцовой), резцовой гравюрой на меди и стали, акватинтой, литографией и т.д.

Изобретение фотографии в 1839 г. французом Л.Ж.М. Дагером позволило многократно воспроизводить изображение фотографируемого объекта. Возможность применения фотопроцессов для тиражирования графики привлекла внимание художников и деятелей издательско-полиграфического производства. Со 2-й половины XIX в. в Западной Европе и России был предпринят ряд попыток фотографического воспроизведения изображений при изготовлении печатных форм для иллюстрирования изданий. К началу ХХ в. в российском полиграфическом производстве ручные способы изготовления клише практически полностью были заменены фотомеханическими.

Приняв за основу традиционное деление печати в зависимости от характера рельефа на высокую, глубокую и плоскую печать, можно попытаться систематизировать по этому признаку наиболее часто применявшиеся в России на рубеже XIX–ХХ вв. фотомеханические способы репродуцирования изображений:

1. Высокая печать:

- Фотоцинкография. Заключается в фотографировании рисунка на покрытую светочувствительным слоем цинковую пластину и последующем протравливании пробелов полученного на доске изображения кислотой. Фотоцинкография использовалась для воспроизведения штриховых графических работ. Данный способ позволял совмещать на странице иллюстрации и текст, поэтому фотоцинкография получила широкое применение в российской полиграфии с конца XIX в. (журнал “Мир искусства” (СПб.,1899–1904 гг.и.); альбом “Собор Св. Равноапостольного князя Владимира в Киеве” (Киев, 1898 г.) и др.).

- Автотипия (сетчатое травление). Заключается в фотографировании воспроизводимого изображения через стеклянный растр (от нем. der Raster – сетка) с награвированными перекрещивающимися линиями, в результате чего изображение разбивается на множество мелких точек различных размеров. Способ применялся при воспроизведении тоновых оригиналов. В начале ХХ в. только автотипия позволяла передавать полутоны фотографии рельефной печатью на бумагу при непосредственной помощи типографской печатной машины (А.Н. Бенуа “Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны” (СПб., 1910); К.Р. (Константин Романов) “Царь Иудейский” (СПб., 1914) и др.)

2. Глубокая печать:

- Гелиогравюра (“меццо-тинто”). Заключается в изготовлении диапозитива на медной доске с зернистой поверхностью с пигментного негатива репродуцируемого изображения, с последующим травлением контуров рисунка. Отличительной особенностью способа является обилие однородных полутонов, глубина тонов и мягкость переходов (“Великая реформа: Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем” в 6 тт. (М., 1911); “Москва в ее прошлом и настоящем” в 12 тт. (М., 1910–1912) и др.)

3. Плоская печать:

- Фотолитография. Различают два способа фотолитографирования: непосредственный перевод на литографский камень (известняк), и перевод скопированного светом позитивного изображения с бумаги, покрытой светочувствительным слоем, на литографский камень. Для цветной печати – хромофотолитографии – использовался способ с переводом на камень контуров изображения и дальнейшей проработкой красочных частей рисунка от руки (П.П. Гнедич “История искусств” в 3-х тт. (СПб., 1905); Д. Готтенрот “История внешней культуры” в 2-х тт. (СПб., 1900) и др.)

- Фототипия. Способ основан на свойстве светового дубления (понижения растворимости в воде под действием света) хромированного желатина, которым покрывали печатную форму. Цветные фототипии получали путем фотографирования изображения через различные цветофильтры. Способ применялся преимущественно для репродуцирования полутоновых оригиналов (“Собрание сочинений Лермонтова” в 3-х тт. (М., 1891–1899); Д.А. Ровинский “Подробный словарь русских граверов XVI–XIX веков” в 2-х тт. (СПБ., 1895) и др.)

Особо следует выделить способ изготовления печатных форм с помощью гальванопластики (основана на способности электрического тока разлагать растворимые соли металлов, так что металл отлагается на одном из двух электродов), получивший название гелиографии, или фотогравюры. Этот способ позволял создавать с рельефных форм, изготовленных с помощью фотографирования изображения, металлические копии высокой износоустойчивости и, следовательно, увеличивать тираж репродукций (“Собрание сочинений Шиллера в переводе русских писателей” в 4-х тт. (СПб., 1900–1902 гг.) и др.)

В полиграфической практике России конца XIX–начала ХХ в. при издании книг наиболее часто использовали несколько фотомеханических способов репродуцирования (“Русские художники. Илья Репин” (СПб., 1894) и мн.др.)

На рубеже XIX–ХХ вв. полной механизации процесса репродуцирования изображений с помощью фотомеханических техник достигнуто не было, участие мастера-печатника во всех его стадиях оставалось необходимым. Тем не менее нужно отметить, что изобретение и усовершенствование фотомеханических способов репродуцирования обогатили возможность введения в книгу изображения, которое теперь можно было разместить не только на отдельных листах, но и совместить с наборной страницей. Использование при создании книги фотомеханического репродуцирования позволило уменьшить затраты на ее оформление, оказало значительное влияние на архитектонику книги в целом, а также привнесло в книгу достоверность воспроизведения рисунков художников.

Hosted by uCoz