Пасечник Л.П.

НОВЫЕ ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ УКРАИНЫ

Наиболее оптимальным путем развития экономики Украины является инновационный путь, потому что он сопровождается постоянным обновлением технологий, товаров и услуг разного назначения, ростом их конку-рен-тоспособности как на внутреннем, так и внешнем рынках и, значит, эффективным использованием научно-технического потенциала.

Инновационные процессы коснулись и сферы стандартизации, без взаимосвязи с которой невозможно развитие экономики какой-либо страны.

Стандарты, как основополагающие документы, всегда были в центре внимания и книговедов, и юристов, и технических работников. В сфере книговедения и библиографоведения им посвящены работы российских ученых – М. Ельникова, А. Александровой, В. Кокорева и др.; украинских – М. Хойнацкого, Д. Коршунова, Н. Кушнаренко, С. Кулешова и др.

Сегодня деятельность в сфере стандартизации, которая находится в стадии реформирования, характеризуется появлением новых видов документов. Изучению особенностей структуры и содержания этих документов и необходимо, на наш взгляд, уделить внимание.

Государственная политика в сфере стандартизации определяется Законами Украины “О стандартизации”, “О подтверждении соответствия”, Декретами Кабинета Министров “О стандартизации и сертификации” и “О государственном надзоре за соблюдением стандартов, норм, правил и ответственность за их нарушение”.

Продуктом стандартизации является нормативный документ (НД). В Статье 1 Закона указывается, что термин “нормативный документ” охватывает такие понятия, как “стандарт”, “кодекс устоявшейся практики” и “технические условия”.

Определение понятий, которые охватываются термином “нормативный документ”, содержится еще в стандарте Украины – ДСТУ1.1–2001. “Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения основных понятий”. Здесь к нормативным документам относят стандарты, технические условия, установки (укр.: “настанова”) или правила и регламенты.

Стандарты и технические условия – наиболее известные и распространенные виды НД. Новыми, не известными ранее видами НД являются установки (правила) и регламенты, поэтому охарактеризуем именно эти виды НД.

ДСТУ 1.1–2001 дает такую дефиницию понятия “установка” (свод правил, правила)”: “это нормативный документ, который рекомендует практические приемы или методы проектирования, изготовления, монтажа, эксплуатации или утилизации оборудования, конструкций, изделий”.

Следует отметить, что аналогичное по содержанию определение имеет и понятие “кодекс устоявшейся практики”, которое приводится в Законе. Таким образом, понятия “кодекс устоявшейся практики”, “свод правил” и “установка” являются синонимами.

Само определение кодекса устоявшейся практики говорит уже о необязательности применения или использования указанных в нем приемов или методов (согласно определению, кодекс устоявшейся практики – это “документ, который рекомендует...”). В самом же документе на первой его странице указано: “Принятие этого Кодекса не является обязательным. Положения, которые в случае принятия Кодекса приобретают обязательный характер, изложены в форме требований, для чего использовано вспомогательной модальный глагол “должен”. То же и с дополнениями. Если они есть в кодексе, то к каждому из них указано, является ли он обязательным или рекомендуемым.

Государственным стандартом 1.1–2001 предусмотрено введение в практику стандартизации еще одного нового вида НД – регламента. Дается такое его определение: “регламент – принятый органом власти нормативный документ, который предусматривает обязательность правовых положений”. В этом же стандарте выделяется такая разновидность регламента, как технический регламент. Он определяется как “регламент, который содержит технические требования или непосредственно, или через ссылки на стандарт, технические условия, установку или же их содержание”.

Поскольку эти два вида НД начали разрабатываться и издаваться относительно недавно, в фондах соответствующих библиотек и информационных центров количество их пока что незначительно.

Если о кодексах устоявшейся практики отсутствуют какие-либо публикации в специальной периодике, и уж тем более отдельные фундаментальные работы, то технические регламенты в последнее время стали объектом изучения украинских и российских специалистов сферы стандартизации. В частности, авторы публикаций украинского научно-технического журнала “Стандартизация, сертификация, качество” освещают вопросы содержания и разработки этих документов.

Согласно задачам, установленным Указом Президента Украины, в Украине разработано 11 проектов национальных технических регламентов по подтверждению соответствия. Эти проекты базируются на директивах Европейского Союза (ЕС) “нового подхода” и “глобального подхода”. Общим элементом этих двух подходов, которые дополняют друг друга, является то, что они ограничивают вмешательство государства в процесс производства и дают промышленности широкий выбор способов выполнения своих обязательств перед обществом. При этом обеспечивается достаточный уровень необходимой безопасности для жизни и здоровья граждан, а в отдельных случаях и защита животных, имущества, окружающей среды от опасности, связанной с применением продукции, размещающейся на рынке.

При разработке украинских национальных технических регламентов возникали некоторые трудности, связанные главным образом с отсутствием опыта составления таких документов. С целью их преодоления был проведен ряд семинаров при участии европейских экспертов, а также изучен опыт стран-членов ЕС и стран, намеревающихся ближайшим временем вступить в ЕС. В процессе работы была создана определенная методика составления этих документов, которая может служить образцом для их дальнейшей разработки.

Структурно национальные технические регламенты состоят из таких разделов:

1. Вступление. В этом разделе формулируется цель и основные задачи технического регламента по подтверждению соответствия.

2. Основные термины и определения. В этом разделе даются определения основным терминам, причем они должны соответствовать тем, которые приняты в Законах Украины и стандарте.

3. Общие положения, сфера распространения технического регламента и условия размещения на рынке Украины.

Цель этого раздела – определить номенклатуру изделий, на которые распространяется технический регламент по подтверждению соответствия, или характер опасностей, на предотвращение которых этот технический регламент направлен.

4. Оценивание соответствия. Здесь устанавливаются способы оценивания соответствия.

5. Национальный знак соответствия техническим регламентам. Устанавливаются условия нанесения национального знака соответствия и меры, предпринимаемые в случае неправомерного его нанесения.

6. Основные требования. В разделе излагаются основные требования, охватывающие все виды опасностей, входящих в круг общественных интересов.

7. Процедуры оценивания соответствия. Раздел содержит детальное описание процедур оценивания соответствия изделий, на которые распространяется технический регламент.

8. Маркировка национальным знаком соответствия. Излагаются требования относительно маркировки изделий национальным знаком соответствия, а также нанесения другой необходимой информации об изделии.

9. Критерии оценивания уполномоченных органов. Устанавливаются минимальные критерии уровня уполномоченных органов, осуществляющих оценку соответствия изделий, на которые распространяется технический регламент по подтверждению соответствия.

10. Заключительные положения. Устанавливаются особенности введения технического регламента.

Инновации, имеющие место в сфере стандартизации, предъявляют определенные требования к работникам научно-технических библиотек и информационных центров: они должны знать эти изменения и нововведения, принимать их во внимание в своей практической деятельности.

Hosted by uCoz