Нечаева Н.А.

СТИЛЬ МОДЕРН В РУССКОМ КНИЖНОМ ИСКУССТВЕ
И СОВРЕМЕННОСТЬ

На рубеже XIX–XX вв. в русской культуре изысканными линиями русского модерна был прописан образ новой эпохи. При упоминании о модерне нашему воображению предстают характерные силуэты костюмов и шляп, текучие струящиеся линии дамских платьев, вспоминаются книги и журналы, набранные особым шрифтом с нарочито “капризным” очертанием литер, сплетающийся в прихотливый орнамент и рисунок из блеклых увядающих лилий и ирисов. Модерн, сохраняя свои типические стилевые свойства, являет себя зрителю в разных образах. В творчестве ряда известных русских художников он откликается на потребности эпохи “в большом искусстве”. Его время принадлежит к ярчайшему периоду русской культуры, где в сложном сплетении идей и тенденций, определивших важнейшие, существенные черты эпохи, формируется с развитием модерна новая эстетическая система, провозгласившая принцип восприятия бытия через эстетику духа и формы. Сегодня мы можем видеть формы модерна в современном декоративном искусстве, в промышленной графике, в создании текстиля, а также в оформлении книг и журналов. По отношению к творческим исканиям наших современников модерн выступает как “протостиль”. Мимолетность судьбы модерна оказывается сейчас компенсированной его историко-культурной “канонизацией” в культуре начала XXI в. Лишь по прошествии века специфика стиля, наконец, полностью оформилась, и post factum модерн предстал как большой стиль.

Художественная атмосфера рубежа веков представляла собой оживленный диалог, сталкивание противоположных художественных направлений и образов мышления. Но это было многообразие внутри единства. Единство миросозерцания эпохи рубежа XIX–XX вв. обусловлено, прежде всего, тем, что философские идеи, эстетические теории, художественная практика имели своим общим источником и основой романтический идеализм. Рубеж веков обозначил важную границу в развитии художественного и эстетического сознания человечества. Здесь фиксируется не просто граница в смене картины мира, а разрыв с предшествующими традициями искусства. На рубеже же веков мы являемся свидетелями мозаичных и не укладывающихся в единую определенность процессов. Разнородные художественные течения, направления развиваются не последовательно, как в предшествующее время, а параллельно и часто воспринимаются как равноправные. Так и стиль модерн существует параллельно с символизмом, импрессионизмом, другими направлениями. Все это многоголосье и создает всеобъемлющую, целостную картину мира этого периода.

Новые формы культурного самосознания привели и к смене собственно художественного видения мира. Процесс перехода к новым творческим системам характерный для всего европейского искусства, в России приобрел свои национальные особенности. Сложной и плодотворной является эта манифестация в русском освоении европейской культуры конца XIX – начала XX в., если иметь ввиду наличие того множества направлений, движений и духовных течений, которыми богато это время. И в изобразительном искусстве, и в литературе бывает довольно трудно провести четкую грань между этими направлениями и течениями. Так, например, трудно разделить символизм со стилем модерн или началом авангардных течений. Это происходит из-за бытования их на русской культурной почве приблизительно в одно время, параллельно друг другу. И также из-за того общего набора образов, элементов, выразительных средств, которыми они пользовались.

Но, несмотря на все это можно найти общий знаменатель в эстетике и мироощущении рубежа веков. Это с одной стороны стремление к дематериализации выразительных средств искусства, с другой, – синтез отдельных областей искусства и поиски нового языка.

Стиль модерн, ставший некой философией Серебряного века, несет в себе тенденции самого стремления к обновлению, новому миропониманию и эстетизму. Художественный язык модерна не был случайностью, прихотью вкуса. В связи с формированием художественного языка модерна наметилась новая эстетическая система, и модерн отмечает не только границу между XIX и XX в. Он стоит между традиционным, историческим пониманием искусства и современностью.

На рубеже XIX–XX вв. в культуре России значительно возрастает место книжного искусства. Синтез искусств лежащий в основе эстетической теории модерна, повлиял на литературные формы и оформление печатных изданий. Над книгой начинают работать ведущие русские художники: М. Врубель делает иллюстрации к “Демону” Лермонтова, Л. Пастернак – к роману Л. Толстова “Воскресение”, в книжной графике пробуют себя Серов, Репин, Суриков и Васнецов.

Книга в искусстве модерна стала восприниматься как предмет и обрела черты произведения декоративно-прикладного искусства. В сферу внимания художника вошли все элементы книги: текст, который требует визуального оформления в виде шрифта, переплеты и титульные листы, заставки, виньетки, иллюстрации. В оформление книги стали стремиться выразить ее смысл и соотнести с внешними условиями чтения. Подобные искания способствовали возникновению нового типа художественно-литературного журнала. Журнал стал создаваться представителями разных искусств. Богато иллюстрированный, с множеством репродукций, оригинально оформленный, он сам был неким эстетическим целым. Первым среди таких изданий стал петербургский ежемесячник Дягилева “Мир искусства”, который пропагандировал стиль модерна. Похожие журналы уже существовали в Германии – “Pan”, “Jugend”, “Die Insel”, во Франции – “La Revue Blanche”, в Англии – “The Studio”. Журнал “Мир искусства” выходил в Петербурге. Он возник как орган кружка молодых художников и критиков (А. Бенуа, Л.С. Бакст, Д.В. Философов, А.П. Нурок). Объединение “Мир искусства” появившееся в 1898 г. просуществовало, с перерывами до 1924 г., а одноименный журнал выходил с 1899 по 1904 г. В 1904 г. журнал “Мир искусства” перестал существовать. Лидером “Мира искусства” был А. Бенуа. Шедевром его стал пушкинский “Медный всадник”. И. Билибин иллюстрировал красочными литографиями сказки Пушкина и русские народные сказки. Растительный орнамент работы К. Сомова украшает обложку литературного альманаха “Северные цветы” (1901 г.) символистского издательства “Скорпион”, открывая нам еще раз элемент диалогичности рубежа XI–XX в. Вершиной русской иллюстрации конца XIX в. стали, безусловно, работы М. Врубеля, проложившие дорогу к книжному искусству нового века. Художник обращает внимание на ритмические качества шрифта. Привычная конструкция знаков ломается, буквы сплетаются в строки, как в древнерусской вязи. Таким образом, текст превращался в своеобразный плоскостной, контрастный узор.

Мирискусниками были выдвинуты многие из тех вопросов, которые на Западе решались в рамках модерна. Они заострили проблему мастерства и художественного качества. С.П. Дягилев, бывший непосредственным организатором журнала, видел в нем средство воздействовать на эстетический вкус: репродуцировать “истинную живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю, затем от имени журнала устраивать серию ежегодных выставок, популяризировать отрасль художественной промышленности”. В решении одного из основных эстетических вопросов С.П. Дягилев стоял за связь художника с реальной жизнью. Он прямо заявлял, что “искусство и жизнь нераздельны”. По замыслу А. Бенуа и С.П. Дягилева художественный журнал должен был создаваться мастерами графики и являть образец полиграфического искусства. Шрифты стиля модерн были экспортированы в Россию из Германии фирмой Бертгольда. И до наших дней дошел шрифт “Коринна”, в котором прослеживается стилизация под рококо. Для своего журнала мирискусники нашли в типографии Академии Наук шрифт 18 в. – “Елизаветинский”. А для оформления обложки “Стихов о Прекрасной Даме” А. Блока был использован готический шрифт, чем-то напоминающий стилизации под готику у прерафаэлитов.

В первый год издания журнал имел три отдела: художественный, художественно-промышленный и художественной хроники. Главное место было отдано демонстрации и истолкованию произведений русского и иностранного изобразительного искусства. Журнал стремился дать обозрение и других видов искусства. Талант и вкус оформителей, обилие репродукций, текстовых иллюстраций и украшений, редкостный “Елизаветинский” шрифт – все это сразу выделило “Мир искусства” среди русской журнальной продукции. “Мир искусства” обозначил своим содержанием и формой появление нового типа отечественного журнала.

Hosted by uCoz