Афанасенко Е.Н.

КНИЖНЫЙ РЫНОК УКРАИНЫ
КАК ОБЪЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Современное украинское государство развивается в условиях перехода к информационному обществу, отличительной чертой которого является усиление роли информации и обеспечение свободного доступа к ней. В данной ситуации повышается и роль книжной продукции. Рост количества информации, увеличение объемавыпуска книжной продукции, появление электронных изданий обусловили актуальность проблемы исследования книжного рынка Украины как единой, целостной системы. Первоочередной задачей является необходимость теоретического обобщения функционирования книжного рынка за последние 12 лет, в период больших социальных и экономических преобразований. Особенно это важно для прогнозирования и планирования дальнейшего развития книжной отрасли.

Перед субъектами книжного рынка стоит немало проблем: вопрос соотношения выпускаемой и потребляемой книжной продукции, поиск новых каналов книгораспространения, информационное обеспечение книжной отрасли, анализ и усовершенствование организационной системы и др. Требуют уточнения и детализации термины “рынок”, “книжный рынок” и т.д. Мы считаем, что понятие “книжный рынок” должно рассматриваться как социальная и экономическая сфера одновременно. Специфику термина “книжный рынок” определяет уникальность книги. В первую очередь это двойственная природа. Книга является и элементом духовной культуры, и товаром.

Книжный рынок Украины выступает изначально сегментом общего товарного рынка и представляет собой совокупность социально-экономических отношений, связанных с реализацией книжной продукции. Поэтому рынок книжной продукции является частью потребительского и национального рынка Украины. Он составляющая информационного рынка, будучи продуктом интеллектуальной деятельности. Книжный рынок как часть товарного рынка, есть совокупность социально-экономических отношений, связанных с реализацией книжной продукции, которая содействует формированию спроса, предложения и цены.

Рынок книжной продукции является сложной системой. В его состав входят: издательства и издающие организации, полиграфические предприятия, книготорговые организации и потребители книжной продукции. Особенностью функционирования в современных условиях стала свободная конкуренция. Новые возможности в изготовлении печатной продукции предлагает современное полиграфическое оборудование и электронные технологии. Издательства в новых условиях вынуждены сами искать каналы сбыта книжной продукции. В результате многие из них создают собственные книжные магазины. Это привело к появлению в издательствах маркетинговых подразделений. Ныне ведущее место занимают на рынке коммерческие издательские организации. На новом уровне оказалась и книжная торговля. Несмотря на многие недостатки современной книготорговой системы (отсутствие тематических планов и фиксированных цен, нестабильность транспортных тарифов и т.д.), у нее появилось немало альтернативных возможностей, что касается в первую очередь Интернет-торговли. В значительной степени изменился и потребитель книжной продукции. Сегодня в основном его интересует качественная книга, которая поможет ему в обучении, работе, самообразовании и т.д. Выдержать конкуренцию в современных условиях сможет книга, способная удовлетворить потребности самого требовательного читателя. Естественно, что эффективное функционирование книжного рынка возможно лишь при условии активного взаимодействия всех его участников.

Книжный рынок Украины имеет свои особенности. Со дня провозглашения независимости прошло больше десяти лет. Анализ функционирования украинского книжного рынка позволил выделить периоды:

1991–1994 гг. – период накопления опыта и зарождения украинского книжного рынка в условиях перехода к рыночной экономике, демократизации, информатизации общества. Трансформация существующей и создание новой структуры рыночных отношений в книжной отрасли.

1995–1996 гг. – период “ввезенной книги” и спада в развитии украинской книжной отрасли. Книжный рынок Украины превращается в рынок сбыта русскоязычной книги. Отсутствие законодательной поддержки сделало выпуск книжной продукции в Украине экономически невыгодным. В России введена нулевая ставка НДС на печатную продукцию.

1997–1998 гг. – период нестабильности развития книжного рынка Украины. Отмечается кризис в государстве и книжной отрасли. Принят Закон “Об издательском деле”, но так как закон не имел прямого действия, даже льготы предложенные 6 статьей, не были реализованы на практике. Отсутствие государственной поддержки продолжает сдерживать развитие книжной отрасли.

1999–2003 гг. – период укрепления позиций и заметной стабилизации. Наблюдается постепенное увеличение количества выпускаемой продукции. Утвержден Закон Украины “О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине”.

Становление и развитие современного книжного рынка Украины характеризуется значительными переменами. Субъекты книжного рынка оказавшись в совершенно новых условиях работы, вынуждены были искать альтернативные пути развития. Поэтому на начальном этапе наблюдалось резкое уменьшение количества издаваемой литературы. На сегодняшний день большинство из них нашли свою “нишу” и смогли определить пути взаимодействия с другими участниками рыночных отношений. Таким образом, в условиях информатизации книга продолжает играть роль одного из наиболее массовых источников информации.

Hosted by uCoz