Мелеш Л.В.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КНИЖНЫХ МАГАЗИНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Книжная торговля Республики Беларусь находится в центре проблем, связанных с распространением книги и информации о ней. В настоящее время в Беларуси насчитывается 132 книжных магазина различной формы собственности, 87 из которых государственные. Значительное место в работе книжных магазинов занимает библиографическая деятельность.

Экономические преобразования на рынке книгоиздательской продукции Республики Беларусь повлекли за собой серьезные изменения в книготорговой библиографической деятельности.

С распадом централизованной системы книгораспространения и появлением большого числа частных издательств в Республике Беларусь потоки библиографической информации на книжном рынке перестали носить организованный характер, что негативно отразилось на деятельности книжных магазинов. Материалы исследования информационных потребностей работников книжных магазинов г. Минска показали, что основными требованиями, которые книжные магазины предъявляют к получаемой от издательств библиографической информации, являются достоверность, полнота, доступность и оперативность, что, к сожалению, на сегодняшний день не всегда выполняется.

Если в предыдущие десятилетия основой системы библиографического обеспечения книжной торговли были аннотированные тематические планы издательств, которые не только выполняли на рынке информационную функцию, но и являлись основой системы заказооборота на книжную продукцию, то с появлением рыночной конкуренции информация об издательских планах в ряде случаев приобретает характер коммерческой тайны.

Опыт изучения библиографической продукции показывает, что чаще всего подготовкой и выпуском перспективных библиографически пособий занимаются государственные издательства.

В силу того, что на сегодняшний день на белорусском рынке ощущается недостаток библиографических пособий о планируемых к выпуску изданиях, актуальным для нашей республики является создание системы “Books in print”.

Необходимо отметить, что работа книгопродавца, библиографа, товароведа становится сложнее, так как число выходящих в свет изданий с каждым годом увеличивается, ассортимент книжного магазина должен как можно оперативнее обновляться, запросы покупателей систематически усложняются.

К традиционным источникам формирования информационного поля о книжной продукции сравнительно недавно прибавился дополнительный канал информации – прайс-листы как книготорговых организаций, так и книжных магазинов. Прайс-листы позволяют распространять исчерпывающую оперативную информацию о книгах. В современных условиях большого потока книжной продукции они приобретают все большую значимость как необходимое, недостающее прежде звено книжного рынка.

В силу специфики своей работы книготорговец постоянно работает с прайс-листами ведущих белорусских и российских издательств и книготорговых организаций.

Массовая ориентация на прайс-листы обусловлена, прежде всего, универсальностью предлагаемой информации в качестве языка общения между издательско-книготорговыми организациями, библиотеками и покупателями. Они несут информацию не только о возможностях насыщения книжного рынка изданиями определенной тематики на текущий период и их цене, но и дают основания для вывода о динамике издательской деятельности при сопоставлении их с содержанием предыдущих изданий прайс-листов, знакомят с предложениями об оказываемых услугах.

Наряду с издательско-книготорговыми библиографическими пособиями в технологии продажи книжной продукции важную роль играют библиографические пособия, составленные непосредственно в книжном магазине. Среди источников библиографического обслуживания покупателей в книжных магазинах Республики Беларусь выделяются книготорговые картотеки, которые отражают ассортимент книжного магазина. Ранее в магазинах Беларуси велось несколько картотек: печатающихся книг, заказооборота, наличия, предварительных заказов покупателей, распроданных книг, свободных остатков, заказа. Следует отметить, что в настоящее время, библиографами книжных магазинов ведутся лишь картотеки наличия и картотеки предварительного заказа, при этом картотеки наличия составляются только на книги белорусских государственных издательств.

В условиях формирования единого книжного рынка книготорговцы наряду с российской отраслевой печатью используют профессиональные белорусские периодические издания с целью информирования о книжных изданиях. Оперативную библиографическую информацию о новинках белорусской печатной продукции, выходящей на территории Беларуси, можно найти на страницах журнала “Біблiятэчны свет”, газет “Лiтаратура i мастацтва”, “Наша Нiва” “Книжный мир”, “Культура”, “Свой дом” и др. Весьма показательна в этом плане работа магазина “Академическая книга”, который регулярно помещает в газете “Книжный мир” информацию об имеющейся в наличии книжной продукции.

Книжная торговля Республики Беларусь развивает прогрессивные пути распространения книготорговой библиографической продукции с использованием новейших информационных технологий.

Внедрение автоматизированных технологий позволяет эффективно распространять информацию и делать ее более доступной как для книгопродавцев, так и для потребителей. Рывком в развитии электронных библиографических книготорговых технологий является открытие в Республике Беларусь книжных Интернет-магазинов. Благодаря их функционированию значительно упростилось доведение важной библиографической информации до потребителя о произведениях печати. При этом осуществляется также регулярное информирование читателей о книжных новинках, составляются тематические списки, выходят электронные бюллетени, журналы. По желанию клиентов магазин отправляет по электронной почте прайс-листы, из которых покупатель узнает разнообразную информацию о книгах.

Использование Интернет позволяет книготорговцу: обращаться к электронным каталогам издательств, просматривать прайс-листы, рекламировать свои услуги, получать в сетевом режиме информацию о продуктах издающих организаций, активно распространяющих данные через Интернет, оперативно знакомиться в on-line режиме с информацией о новой литературе, предлагаемой через локальную сеть книготорговыми фирмами.

Возможным становится участие в работе виртуальных книжных выставок-ярмарок, форумов, конференциий книголюбов, книжных аукционов, знакомиться с рецензиями на книги, аналитическими статьями, с содержанием самого издания, историей создания произведения, биографическими данными об авторе.

Изучение опыта работы книжных Интернет-магазинов показывает, что возможности Интернет безграничны. Обращаясь к web-страницам издателей и книготорговцев, покупатель имеет возможность получить не только список выпускаемых названий изданий, но и в ряде случаев может просмотреть оглавление и аннотацию на документ.

Среди белорусских книжных магазинов в Интернет магазин oz.by (www.http//oz.by) заслуживает особого внимания. Данный электронный магазин ставит перед собой цель предоставить как можно больший ассортимент товара и наилучшего сервиса. На его сайте публикуется обновляющийся каждый день прайс-лист на все книги, имеющиеся в наличии.Это нововведение стало важным моментом усовершенствования библиографической деятельности этого Интернет-магазина, так как информацией, представленной в прайс-листе могут воспользоваться не только покупатели, но и другие книготорговые организации и библиотеки. С каждым годом количество книг ассортимента магазина растет, поэтому для удобства навигации по ним сделана удобная система поиска. В параметры поиска входят следующие элементы библиографической записи: название, автор, издательство, серия, предусматривается поиск по аннотации. В аннотациях представлена информация не только о книжных изданиях, но и об их авторах.

Ныне в Республике Беларусь существует несколько десятков книжных Интернет-магазинов, которые с помощью современных библиографических и информационных средств выполняют не только коммуникативную и поисковую функции, но и оценочную, что находит отражение в создании службы аннотирования и рецензирования. Использование гипертекстовых ссылок позволяет одновременно использовать информацию о нескольких изданиях, расширять информационное поле покупателя с целью принятия обоснованного решения в выборе издания.

Анализ библиографической деятельности книжных магазинов Беларуси показал, что среди основных видов издательско-книготорговой библиографической продукции, которую используют книжные магазины, наибольшее распространение получили как самые информативные библиографические пособия – тематические планы и каталоги издательств, так и самые оперативные – прайс-листы. Среди создаваемых книжными магазинами библиографических источников преобладают как традиционные формы библиографических пособий в виде картотек, рекламно-библиографических материалов, библиографических списков на страницах СМИ, так и новые – прайс-листы и электронные библиографические материалы.

Hosted by uCoz