Илларионова Л.И.

ФОТОНАСЛЕДИЕ И.Ф. БАРЩЕВСКОГО: СОЗДАНИЕ “СВОДНОГО КАТАЛОГА…”

Даже в век компьютеризации и Интернета качество, оперативность и доступность информации остается попрежнему актуальны. При обслуживании читателей с этой проблемой сталкиваются все крупнейшие библиотеки России. Особенно трудным в этом плане является поиск иллюстративного материала для разных категорий читателей, особенно для издательских работников и реставраторов. Читателям оказывается недостаточным только наличие изображения того или иного объекта, перед ними стоит задача отбора качественной в полиграфическом отношении иллюстрации, а для памятников архитектуры – более раннее его изображение. В решении этих сугубо практических проблем библиотечного обслуживания неоценимую помощь могут оказать сводные каталоги, позволяющие осуществлять отбор нужного объекта на начальной стадии его поиска. Кроме того, каждое из крупнейших книжных собраний, даже при больших объемах фонда, содержит вполне обозримые (редкие, персональные) подборки иллюстративного материала.

На примере фотонаследия И.Ф. Барщевского можно рассмотреть реализацию этой проблемы на современном уровне. Один из первых русских фотографов-профессионалов И.Ф. Барщевский (1851–1948) в течение всей жизни осуществлял фотосъемку памятников архитектуры России, Кавказа, раннехристианского Востока, предметы деко-ративно-прикладного искусства, письменности. Создав первую серию фиксационных фотографий памятников Ростовского кремля, которым требовалась первоочередная реставрация, он начинает сотрудничать с крупнейшими организациями по изучению русской архитектуры – Имп. Академией художеств, Московским археологическим обществом, Археологической комиссией в лице А.М. Павлинова, В.В. Суслова, Н.В. Султанова, Н.П. Кондакова, А.С. и П.С. Уваровых. В 70–90-е гг. XIX в. он исколесил всю Россию с фотоаппаратом усовершенствованной конструкции, осуществляя фотосъемку памятников архитектуры Ярославля, Ростова, Москвы, Вологды, Владимира, Юрьева-Польского, Суздаля, Переславля-Залесского, Костромы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Новгорода, Пскова, Мурома, Галича, Старицы и т. д. Объем отснятого материала составляет более 2,5 тыс. ед. хр.

Его привлекали в основном памятники XVII столетия, в яркой декоративности которых ученые и архитекторы того времени видели наиболее полное проявление национального своеобразия русского зодчества. К съемке архитектурных объектов он подходил как археолог и историк искусства, стремясь по возможности точно, документально передать памятник старины. Наибольшую научную ценность представляют снимки, выявляющие в том или ином памятнике архитектуры не только черты, типичные для определенной эпохи или группы памятников, к которой он принадлежит, но в еще большей степени и его индивидуальные, неповторимые качества, делающие его в полной мере оригинальным произведением искусства. Творческий метод Ивана Федоровича заключался в том, что каждый фотографируемый объект он снимал с разных точек, тем самым обеспечивалось разнообразие изображаемого памятника. Фотографируя произведения декоративно-прикладного искусства, он особое внимание уделял орнаментам. В его коллекции много снимков резных иконостасов, утвари, предметов быта.

Вся эта часть коллекции негативов (2717 ед. хр.) в настоящее время хранится в Государственном научноиссле-довательском музее им. А.В. Щусева.

В 1891 г. по поручению Имп. Палестинского общества была проведена экспедиция по Сирии и Палестине под руководством историка Н.П. Кондакова. В отличие от многочисленных паломничеств в Святую Землю, это была первая научная экспедиция Общества, поставившая перед собой цель исследование христианских древностей как “вещественных” памятников, так и сохранившихся письменных источников. В состав экспедиции входил И.Ф. Барщевский, оставивший большой массив фотографий (более 1 тыс. ед. хр.).

Уже современники высоко оценивали неоспоримое значение коллекции прежде всего как документального материала, тем более что многие из снятых памятников к тому времени уже изменились в своем общем виде или были искажены позднейшими перестройками. В 1882 г. И.Ф. Барщевскому было присвоено звание фотографа Имп. Академии художеств, он являлся действительным членом Русского Археологического общества и фотографического отдела Русского технического общества, а в 1946 г. советское правительство присвоило ему звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Часть из всего отснятого фотоматериала была опубликована в изданиях: “Русские древности по снимкам И.Ф. Барщевского”. Вып. 1 – 15 (М., 1915); “Церковно-исторические памятники и вклады дома Романовых Московского периода”. Вып. 1–8 (М., 1915); “Храм Воскресения Господня в Иерусалиме”. (СПб., 1893); “Археологическое путешествие по Сирии и Палестине Н.П. Кондакова…” (СПб., 1904); иллюстрациями снабжены журнал “Зодчий”, многотомная “История русского искусства” И.Э. Грабаря и др. (первая группа).

Чрезвычайно малым тиражом и на средства самого фотографа выходили из печати отдельными листами лучшие фотографии мастера по русской архитектуре (вторая группа).

Третья группа фотографий состоит из разрозненного листового материала, хранящегося, как правило, в музейных собраниях Ростова Великого, Ярославля, Смоленска и т. д. Кроме того, там же хранятся и фотографии из личного архива И.Ф. Барщевского.

Если издания первой группы находятся не только в крупнейших книжных собраниях федерального уровня, но и в ряде областных научных библиотек, то вторая группа изданий хранится только в Российской национальной библиотеке, Библиотеке Академии художеств, Библиотеке Государственного Эрмитажа, Российской государственной библиотеке.

Весь иллюстративный материал как один из достоверных источников информации по истории отечественного зодчества активно используется читателями для последующих публикаций в различных изданиях, реставрационных работах; они находятся в постоянных экспозициях историко-краеведческих музеев некоторых городов России. В Ярославле и Москве успешно прошли персональные выставки И.Ф. Барщевского.

С целью сохранения массива фотографий в процессе широкого использования их потребителями и оперативного предоставления (в том числе через Интернет) фотонаследия И.Ф. Барщевского был подготовлен CD “Русская архитектура в фотографиях И.Ф. Барщевского” (единственный экземпляр в России хранится в ГНИМ им. А.В. Щусева). Вероятно, это первый в России опыт создания электронной базы данных на изобразительный материал с широким диапазоном возможностей, т.е. системой поиска и вариативностью просмотра каждого изображения. Перевод фотоизображений на машиночитаемые носители позволяет обеспечить сохранность первоисточника в процессе активного использования читателями. Создать электронную версию коллекции фотографий Святой земли пока не представляется возможным.

Традиционно существующий вид библиографической деятельности – сводные каталоги может быть применим и к фотоматериалам. Проводимый в настоящее время сбор информации для “Сводного каталога фотографий И.Ф. Барщевского” может решить ряд принципиальных задач. Он будет визуальным источником информации по русской архитектуре, аналогов которому пока нет.

Построение каталога будет хронологическое (время фотосъемки). Каждая иллюстрация описывается на основе нового варианта ГОСТа (2003 г.) с обозначением места хранения фотографии (сигла библиотеки, музея), и отражения в печатных источниках (И.Ф. Барщевский в 1912 г. подготовил “Каталог фотографических снимков с предметов старины, архитектуры, утвари и прочего, снятых…”, который был издан Строгановским центральным художественно-промышленным училищем. Массив фотографий по Сирии и Палестине вошел в “Собрание фотографических снимков, принадлежащих Имп. Православному Палестинскому обществу”, подготовленный В.Д. Юшмановым и изданный в 1894 г. Все они сейчас являются библиографической редкостью). Особенно важным для подобного каталога является иллюстративный материал, т.е. размещение на страницах печатного каталога фотографического ряда (небольшого размера), что позволит повысить уровень предоставляемой информации. Справочный аппарат состоит из указателя архитектурных объектов и географического указателя.

В приложении к “Сводному каталогу…” можно опубликовать научное наследие И.Ф. Барщевского (он написал несколько книг) и материалы из личного архива (например, г. Ярославля).

Проводимая в настоящее время работа позволит сделать все наследие фотографа достоянием благодарных потомков, которые сумели его сохранить.

Hosted by uCoz