Добровольский В.В.

КНИГОВЕДЕНИЕ, ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ,
ДОКУМЕНТОЛОГИЯ: НЕСОСТОЯВШАЯСЯ АНТАНТА

В последние годы практическая образовательная деятельность на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры и искусств чрезвычайно обострила вопрос о взаимодействии, взаимоотношении двух учебных дисциплин “Документоведение” и “Книговедение и история книги”. На первый взгляд, данный вопрос был принципиально решен при принятии и реализации первого поколения государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности “Библиотековедение и библиография”. Курс “Книговедение и история книги” был включен в курс “Документоведение” в качестве основной составляющей. (Обоснованность такого решения не очевидна и требует отдельного анализа.)

Учебная дисциплина “Документоведение” читалась на первых четырех семестрах обучения и включала 4 части: общую часть, где рассматривались общие свойства документов и их основные виды; книговедение и историю отечественной книги; нормативно-техническую документацию; историю зарубежной книги. Подобное построение курса, безусловно, не лишено недостатков, однако позволяло в полной мере отразить главенствующую, определяющую роль книги, другой издательской продукции среди всех видов документов.

Мирное сосуществование документоведения и книговедения было радикально нарушено появлением на образовательном горизонте новой, неизвестной ранее дисциплины – документологии, со щитом которой была предпринята неспровоцированная, чрезвычайно активная экспансия в сферы, ранее разрабатываемые книговедением. Сама книга стала рассматриваться лишь как вид документа, занимающий на словах свое основное место, а на деле низведенный на общий нивелирный уровень, который включил логически бесконечный ряд документов от книги до трамвайного билета.

Документология была добавлена к “классическому” документоведению в учебный план по специальности “Документоведение и документационное обеспечение управления”. В связи с нормативной невозможностью (по стандарту высшего профессионального образования) замены документоведения документологией по этой специальности стали предприниматься настойчивые попытки внедрения документологии в учебные планы специальности “Библиотековедение и библиография”. Экспансия документологии захватила не только вузовское, но и послевузовское образование. В программе для новой объединенной научной специальности 05.25.03– “Библиотековедение, библиографоведение и книговедение” в виртуальном качестве общепризнанного феномена появляется документология, а книга уже представлена как вид документа. Такова общая схема развития образовательных отношений между книговедением, документоведением и документологией.

Совершенно очевидно, что подобное противостояние не отвечает интересам библиотечно-информационного образования. Книговеды всегда стояли за плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество. Но очень сложно дружить, когда ваш уважаемый партнер признает выгодное только ему условия дружбы, а на робкие возражения (см. Тезисы докладов международной конференции “Библиотечное дело–2002”, с.88) отвечает размашисто и жестко (см. Труды международной конференции “Крым 2003”, т. 1, с. 379–381).

Каждый имеет право на свою точку зрения, волен свободно ее высказывать и реализовывать, но никто не имеет морального права делать это за счет ущемления интересов других.

Hosted by uCoz