Дамбинова З.Д., Даба-Самбуева А.Б-Ц.

ВНЕШНЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ БУДДИЙСКОЙ КНИГИ-ПОТХИ

В книговедческой подготовке будущих библиотекарей в последние годы активно осваивается национально-региональная тематика. Стимулирует этот процесс и государственный образовательный стандарт 2003 г. Преподавание истории книги в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств включает вопросы книжного дела Центральной и Юго-Восточной Азии, прежде всего Китая, Кореи, Монголии, Индии, Японии. При освоении нового учебного плана предлагается спецкурс “История книги Востока”. Важная тема регионального книговедения – особая форма восточной книги – потхи, преобладавшая в монгольском мире. В настоящее время буддийские книги досоветского периода сосредоточены в исследовательских центрах, в фондах действующих храмов (дацанов), а также в личных собраниях.

Основные государственные коллекции – это, прежде всего, музейные фонды (Музей истории Бурятии, Литературный музей), фонды научных библиотек. Особую гордость составляет собрание Отдела памятников письменности Востока в структуре Института монголоведения, буддологии и тибетологии, основу которого составляют книги, спасенные в первые послереволюционные десятилетия буддийскими просветителями, энтузиастами-исследователями. Еще в 1980-е гг. Бурятскому научному центру удалось осуществить, по образцу известного Матенадарана, проект специального хранилища для коллекции письменных памятников. В его архитектурном решении подчеркнуты высокое назначение и дань традициям Востока: это усеченная в тибетском стиле пирамида, на внешней грани которой буквами старомонгольского вертикального письма выведены слова “Дом книги”.

В сети действующих храмов наибольшую по численности фондов библиотеку имеет российский центр буддийской духовной культуры – Иволгинский дацан, разрешенный властями в 1945 г., (тогда как все прежние были уничтожены к концу 1920-х гг.). В составе Иволгинского дацана функционирует Буддийский институт “Гандан Даши Чойнхорлин”. Здесь ведется активная издательская деятельность, в Национальную библиотеку поступает обязательный экземпляр.

Масштабы личных собраний не исследованы. О книгах, сохраненных в семьях, можно судить по косвенным данным. С возрождением бурятского буддизма с начала 1990-х гг. действующие и вновь отстроенные дацаны принимают многочисленные книжные подношения. Среди них семейные реликвии, книги, сбереженные в период религиозных репрессий. Библиотека Иволгинского дацана получает в свои фонды такое количество книг, что ламы-хранители не успевают провести работу по их идентификации, учету и каталогизации. Масштаб и темпы реставрации буддийской библиотеки не позволяют усомниться в репрезентативности подсчетов, произведенных специалистами в советский период, уже после утраты дацанских коллекций, определявших совокупный дореволюционный фонд в 450 тыс. томов.

Среди различных дацанских книг наиболее распространенной является форма потхи – “пальмовые листья”. Эта форма восходит к древнему индийскому образцу, который действительно определяется полосами пальмовых листьев, скрепленных между собой нитью, проходящей через боковые или центральный перфорации.

Книга-потхи создавалась в самых различных форматах. К их обозначениям вполне применима идентификация, принятая для кодексов, как настольных, портативных, карманных. В повседневном обиходе, учебном процессе часто использовались (и встречаются в настоящее время) издания с параметрами листа в пределах 5–7 см в высоту и 15–18 см в ширину. Книги, заключающие в себе наиболее значимые тексты, часто имеют в ширину до 50–70 см. Необходимо отметить и издания, превышающие параметры настольных. В тибетских храмах при изучении медицины использовали анатомические таблицы с изображениями в масштабе 1 : 1. Широко известный за пределами Бурятии атлас тибетской медицины (свод иллюстраций к трактату “Вайдурья-онбо”) представлен на квадратных листах с изобразительным полем более 80 см.

Обычные пропорции потхи – соотношение высоты и ширины страницы как 1:3–5. В повседневной ритуальной практике распространены издания из очень плотной бумаги (или картона) с небольшой шириной листа (1:2,5–3). В различных пределах варьируется объем книг. Солидные объемы свойственны, прежде всего, буддийским философским сочинениям. Каждый такой том – чаще всего комплект, включающий несколько сотен листов из тонкой бумаги (можно встретить издания в 700–800 листов).

Способы сохранения единства отдельного тома – шнуровка, тканевая обертка, футляр (картонный, деревянный). Каждый из них может быть применен как единственный способ, а также и в различных комбинациях (шнуровка – футляр, шнуровка – обертка, обертка – футляр).

Шнуровка книги заключает в себе определенные неудобства в чтении, поскольку предполагает предварительное высвобождение отдельного листа путем ослабления нитей. Специалисты считают, что шнуровой способ крепления отдельных листов применялся преимущественно при кочевом образе жизни, а с возведением стационарных дацанов он постепенно вытеснялся. Тщательно изготовленные рукописные и печатные книги часто сохраняют графическое изображение перфораций, что следует расценивать, как напоминание о прежних внешних элементах.

Тканевые квадратные обертки – баритиг – выполнены, как правило, из плотного двустороннего шелка восточного (китайского, монгольского) производства. Основные цвета “обложек” соответствуют буддийской гамме: различные оттенки желтого, вишневого, синего. Многотомные издания упаковывали непременно в одинаковые шелковые обертки, поэтому внутри фонда они легко распознаются по цвету и фактуре ткани, как некое содержательное единство.

Книгу укладывают в шелк от угла по диагонали. (В буддизме существуют особые правила ее разворачивания, когда при каждом движении высвобождения книжный блок приближается к читателю, что должно подчеркивать уважительное, трепетное отношение к тексту). Внешний уголок завершается шнуровкой (лентой, тесьмой), обвязывающей упакованный том. К шнуровке могут быть прикреплены подвески из монет, бусинок (наиболее популярны коралловые). Эти подвески – дополнительные элементы декорирования книги. При этом в некоторых хранилищах они функциональны, поскольку на конце шнуровки размещали ярлыки-определители книги. На ярлык выносили основные заглавные сведения в сокращенном виде для оперативной идентификации отдельного тома внутри целого издания или всей коллекции. В библиотеке Иволгинского дацана книги в шелковых обертках располагают на стандартных стеллажах, торцом к внешним краям полок, поэтому ярлыки для удобочитаемости помещают в боковой сгиб ткани.

Еще один способ внешней защиты отдельного тома – футляр. Деревянные футляры-шкатулки – шогон изготавливали для книг из пальмовых листьев, драгоценных рукописей. Эти футляры ручной работы, лакированные, живописно орнаментированные, с элементами инкрустации – самостоятельные произведения прикладного искусства. В отдельных случаях шкатулки имеют внутреннюю тканевую (например, бархатную) обивку. Так хранят священную реликвию – сутру на пальмовых листьях, подношение Иволгинскому дацану от буддистов Непала. Тщательно отбеленные пальмовые листья (размеры листа 5х30 см) прошнурованы шелковой нитью. Перфорации диаметром 0,5 см расположены по боковым краям листа.

В торжественно орнаментированных золотой и серебряной краской деревянных шкатулках хран