Буевич Г.А.

ПРОГНОЗНЫЕ МОДЕЛИ ПАРТНЕРСТВА БИБЛИОТЕК ВУЗОВ
В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА

Информационно-образовательные ресурсы общества – наиболее ценное ядро всех информационных ресурсов, а ареал информационно-образовательного влияния библиотек – основное и социально более всего значимое поле их информационного пространства.

Вузовские библиотеки являются специфичными социокультурными учреждениями, развивающимися по объективным законам, присущим не только библиотечному делу, но и социальному институту образования. Библиотеки региональных вузов, кроме того, развиваются под воздействием закономерностей, свойственным городским и региональным социумам.

Образовательная сторона информационных ресурсов вузовской библиотеки не является неизменной. Любые перемены в содержании и формах вузовского преподавания порождают новые требования к когнитивным свойствам хранимой в библиотеке информации, требуют того или иного трансформирования учебных и методических пособий, создания в чем-то отличной от прежней конфигурации пространственных рамок влияния вузовской библиотеки на своих пользователей.

В современных условиях, когда вузы России реализуют новые государственные образовательные стандарты, необходимо инспектирование фондов вузовских библиотек в контексте их соответствия дидактическим единицам государственных образовательных стандартов по специальностям и направлениям подготовки бакалавров и специалистов, реализуемых вузом.

Изучение происходящих с начала 90-х гг. изменений в условиях функционирования вузовских библиотек показало, что происходящие ныне качественные перемены в содержании и формах высшего образования, предопределяют необходимость кооперирования фондов и деятельности библиотек разнопрофильных вузов, связанной с обеспечением доступа читателей к интегрированным информационно-образовательным ресурсам библиотек. Без этих мер библиотеки вузов в современных условиях не смогут исполнять свои учебные функции в достаточно полном объеме.

Библиотечную кооперацию вузов следует рассматривать с точки зрения разновидностей кооперации человеческой деятельности, дающей умножение сил, мощный добавочный эффект. Она не отменяет самостоятельность и автономию библиотек разных вузов, предполагает разделение труда между ними. Библиотечная кооперация относится к разряду сложной кооперации, обеспечивающей сочетание “живых” и опредмеченных человеческих знаний, синтез библиотечных операций, совершенных в разное время и в разных точках социального пространства.

Ныне библиотечная кооперация вузов находится на стадии, далекой от полного интегрирования ресурсов вузовских библиотек. В то же время прослеживается тенденция углубления и расширения интеграционных последствий библиотечной кооперации. Сохранение этих тенденций в будущем способно создать предпосылки для интегрирования деятельности вузов по другим направлениям – научно-исследовательской, учебно-методической и организационно-учебной работе.

Создание объединенных библиотечных фондов вузов и обеспечение доступа к ним всех желающих лиц, в том числе непосредственно не входящих в категорию вузовских потребителей библиотечных услуг, вносит существенные перемены в информационно-образовательное пространство не только каждого вуза, но и более широких и массовых социумов, прежде всего, города, в котором дислоцируются вузы, вступившие в отношения библиотечной кооперации. Чем сильнее информационное пространство города будет пронизано когнитивным началом, чем больше в нем будет развиваться образовательная составляющая, тем лучше, тем полнокровнее станет этот локальный социум, тем больше перспектив для его развития. Именно этот позитивный результат может быть получен дальнейшим развитием кооперации вузов.

Однако этот результат получается не автоматически, не сам по себе. Он может быть усилен и ослаблен, приближен или удален практическими действиями субъектов, организующих информационно-образовательное пространство города. Сегодня наблюдается сложность в выявлении дееспособного субъекта, способного сделать очередные шаги по оптимизации информационно-образовательного пространства города. Нет такой цели и у городской власти, явно недооценивающей важность поддержки действий вузовских библиотек по насыщению информационного пространства города образовательной составляющей. Методические объединения вузовских библиотек, немало сделавшие на первых этапах создания общегородского образовательного ресурса, вряд ли смогут существенно продвинуть решение новых и более сложных проблем в условиях отсутствия как реальных полномочий, так и финансовой поддержки со стороны и вузов, и городских властей. Выход из сложившейся ситуации видится в создании особой системы партнерских отношений между вузами, реализующими библиотечную кооперацию и советами ректоров этих вузов и администрацией города.

Система взаимоотношений между основными субъектами информационно-образовательного пространства предусматривает:

– заключение между вузами двухсторонних соглашений, в которых четко определены взаимные обязательства сторон, в отношении финансово-экономических вопросов, авторского права разработчиков информационно-образовательных продуктов, а также условий пользования объединенным библиотечным фондом представителями сторон соглашения;

– заключение договоров о партнерстве между администрацией города и советом ректоров вузов, фиксирующих права и обязанности сторон, конкретизированные до уровня перспективного и годового планов соответствующих мероприятий с указанием источников средств, необходимых для их реализации;

– пересмотр внутривузовских положений о библиотеке вуза в направлении повышения полномочий библиотек и стимулирования деятельности их работников по созданию и обслуживанию межвузовских библиотечных ресурсов.

При отсутствии вышеназванных условий вероятен пессимистический вариант, при котором рамки библиотечной интеграции вузов сузятся, а ее роль в информационно-образовательном пространстве городского социума уменьшится.

Hosted by uCoz