Борисова О.О.

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НОВОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ “РЕКЛАМА В БИБЛИОТЕКЕ”

Современная парадигма развития высшей школы XXI в. предусматривает обучение, воспитывающее специалистов в сфере культуры, которые успешно владеют актуальными культурологическими, библиотечно-информационными знаниями и умеют гибко и своевременно реагировать на изменения социокультурной ситуации.

Новая парадигма требует принципиально новых учебных курсов, развивающих интегративную культуру мышления и способствующих овладению технологией инновационной деятельности в социокультурной, библиотечно-информационной сфере. Концепция государственного образовательного стандарта нового поколения, выстроенная в соответствии с данными требованиями, представляет широкие возможности для введения при создании учебных планов по специальности 152700 “Библиотечно-информационная деятельность” принципиально новых учебных дисциплин.

К новым, перспективным курсам относится и учебная дисциплина “Реклама в библиотеке”. Как известно, в библиотечно-информационной сфере “реклама “ интенсивно развивается и как научная, учебная дисциплина, и как направление практической деятельности библиотечно-библиографических учреждений.

В библиотечно-информационной сфере реклама имеет свои функции, специфические особенности, стиль, формы, содержание, технологию, композицию, изучение которых составляет предмет учебной дисциплины, находящейся на стадии становления и структуру разработанного, в частности, нами тематического плана курса.

Данный курс планируется читать в рамках дисциплин специализаций на 3 курсе, в 6 семестре в объеме 56 аудиторных часов, из которых 20 часов – лекционных , 16 часов – семинарских и 20 часов – практических.

Основа методического обеспечения курса – авторское учебно-практическое пособие (Борисова О.О. “Библиотечно-библиографическая реклама”), допущенное Министерством образования Российской Федерации для студентов вузов по специальности 052700 “Библиотековедение и библиография”.

Курс “Реклама в библиотеке” занимает особое место в структуре специальных библиотечных учебных дисциплин. Его содержание, в сущности, комплексное, оно включает знания из разных дисциплин: библиотековедческих, библиографоведческих, научно-информационных, политологических, экономических, социологических, психолого-педагогических и др.

В частности, данный курс опирается на знания, полученные студентами в процессе изучения таких библиотековедческих дисциплин, как “Библиотечное обслуживание “, “Маркетинг библиотечно-информационной деятельности”, “Менеджмент в библиотечно-информационной деятельности”, “Библиографоведение”, “Социальные коммуникации”, а также теорию восприятия, теорию мотивации, изучаемые в курсе “Психология и педагогика”.

Рассматривая курс “реклама в библиотеке в соответствии с ключевыми принципами инновационого образоания, мы предлагаем оригинальную идею его формирования и развития, которая вытекает непосредственно из специфики подготовки информационно-библиотечных кадров. Смысл данного курса видится в том, чтобы дать студенту на пропедевтическом уровне представление о теории, методологии и технологии рекламы, в целом и в применении ее к библиотечно-информационной деятельности, а также о широком спектре рекламной практики библиотек в интеграции, взаимосвязи с другими общенаучными, профессиональными, специальными дисциплинами.

Важным в преподавании курса “Реклама в библиотеке” является дифференцированный подход, в основе которого лежит разумное сочетание знания базовых основ рекламы и непосредственной специфики рекламы библиотечно-библиографической.

Курс может в контексте новой образовательной парадигмы служить целям воспитания у студентов интегративной культуры мышления, являющейся, по сути, “философией” библиотечно-информационной деятельности в эпоху информатизации.

Поскольку курс построен на базе изученных ранее вышеуказанных дисциплин, он поможет студенту связать воедино полученные знания, увидеть способы их применения на практике. Одной из целей курса является создание установки на обобщение, осмысление междисциплинарных связей, на творческую, инновационную деятельность. Раскрывая теоретико-методологические, правовые, нравственные, психологические аспекты рекламы курс развивает умение студентов применять знания, умения и навыки, полученные в ряде дисциплин, для самостоятельного творческого построения разнообразных моделей, форм и средств библиотечно-информационной деятельности.

В настоящее время готовится программа курса, включающая в себя 6 разделов учебной дисциплины “Реклама в библиотеке”.

В первом разделе “Теоретико-методологические вопросы рекламно-информационной деятельности библиотек (РИБД) “дается анализ основных понятий в сфере рекламы, РИБД, существующих определений таких терминов, как “реклама”, “библиотечная реклама”, “библиотечно-библиографическая реклама”,”книжная реклама”, “рекламная де-ятельность”, “рекламно-информационная деятельность”, “библиографическая реклама”, “рекламная библиография” и др.Определяются функции, социальная роль и назначение рекламы, утверждается, что общее функциональное на-значение рекламы – продвижение к пользователю продукции и услуг библиотеки. Дается классификация видов рекламы, рекламно-информационной продукции. Рассматривается вопрос о взаимосвязи таких понятий как реклама”, “пропаганда”, “информация”. Характеризуются детально собственно библиотечные и библиографические виды, средства рекламы. Доказывается целесообразность выделения особого вида библиографии – рекламной. Обосновыается тезис, что реклама в библиотеке в массе своей относится к социальной рекламе.Внимание акцентируется на некоммерческом характере библиотечно-библиографических текстов и акций.Среди ведущих функций библиотечно-библиографической рекламы выделено многоаспектное ценностно-ориентирующее информирование о полезных потенциальному пользователю результатах деятельности библиотеки и формах обслуживания, формирования спроса на ресурсы, результаты и продукцию библиотеки, популяризацию новых библиотечно-информационных услуг.

В разделе 2 “История книжной, библиотечно-библиографической рекламы в России и за рубежом” освещаются генезис и развитие рекламно-информационной деятельности библиотечно-информационных, книгоиздательских и книготорговых учреждений. Дан ретроспективный взгляд на развитие представлений о рекламе в условиях библиотеки, тщательно проанализирован опыт рекламно-информационной деятельности отечественных и зарубежных библиотек.

Раздел 3 “Правовые и этические основания рекламно-информационной деятельности библиотек содержит анализ закона РФ “О рекламе” и других законодательных актов, которые в той или иной степени регламентируют рекламно-библиотечную работу.

Освещаются вопросы этики информационно-рекламной деятельности в библиотеке, психолого-педагогические аспекты восприятия рекламы пользователями.

В разделе 4 “Реклама как средство формирования маркетинговой деятельности и повышения имиджа библиотеки” показывается место рекламы в менеджменте, маркетинге. Сообщается о методах создания привлекательного образа библиотеки, раскрытия ее ресурсов, ассортимента услуг. В качестве основных фирм рекламной практики в условиях библиотеки правомерно рассматриваются мероприятия по формированию фирменного стиля, а также по подготовке и распространению рекламных текстов (сообщений).

Раздел 5 “Технология рекламно-информационной деятельности” раскрывает специфику технологии различных видов библиотечно-библиографической рекламы: печатной, помещаемой в периодических изданиях и других средствах массовой и научной информации, медиа-рекламы, Интернет-рекламы, стендовой, постерной и др.

Характеризуются внешняя, наружная реклама. Материал курса убеждает в том, что наиболее активно и адекватно воспринимается современными пользователями компьютерная реклама и традиционное межличностное общение пользователей и персонала библиотечно-библиографических учреждений. Даются рекомендации по внедрению в библиотечную практику новых рекламно-информационных технологий.

Раздел 6 “Организационные проблемы рекламно-информационной деятельности библиотек” посвящен вопросам управления реламно-информационной деятельностью, созданию и функционированию специальных рекламных служб, подразделений библиотек, кооперированию и координации рекламно-информационных акций, кампаний, внутренним и внешним связям субъектов библиотечной рекламы.

В процессе чтения курса излагаются различные точки зрения по дискуссионным вопросам, приводится конкретный практический опыт российских и зарубежных библиотечно-информационных учреждений.

Программой курса предусмотрено приобретение студентами умений и навыков по созданию различных произведений библиотечной рекламы, нормативно-методических, организационных документов, необходимых для успешного проведения рекламных кампаний. В особенности это касается освоения технологических, организационных аспектов курса, где предусматривается направленность на активное включение студентов в рекламно-информационные процессы. Так, для студентов квалификации “Библиотекарь-библиограф-преподаватель” будет полезным принять участие в разработке тематики программно-методического и библиографического обеспечения занятий по изучению рекламы. В процессе выполнения практических заданий студенты учатся различать потребительскую ценность библиотечно-информационной продукции и услуг, их вариативность в зависимости от времени, места способов ее представления, от целевой аудитории пользователей и пр. Курс “Реклама в библиотеке” призван способствовать осознанию студентами уникальных возможностей библиотечно-информационной профессии в век глобальной информатизации.

Hosted by uCoz