Соляник А.А.

КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ “ЛОГИСТИКИ”
В ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕКАРЯ-МЕНЕДЖЕРА

Объективные предпосылки и факторы логистизации современной экономики, усиление внедрения принципов логистики в индустрию сервиса обусловливают необходимость разработки и включения в учебные планы подготовки библиотечных специалистов высшей квалификации самостоятельной учебной дисциплины, иллюстрирующей приложимость логистической методологии и оптимизирующей функции логистики для успешного диагностирования и решения проблем функционирования библиотеки как социального института.

Адаптированный к специфике библиотечной отрасли учебный курс логистики должен способствовать формированию у будущих библиотекарей-менеджеров системного мышления, направленного на выявление возможностей оптимизации библиотечных технологий как потоковых процессов, ускорения движения внешних и внутренних документных потоков, а также сопутствующих им потоков информации как структурных связей в звеньях логистической цепи. По законам логистики мощный резерв совершенствования деятельности библиотеки как системы – это гармонизация взаимодействия и взаимовлияния ее подсистем, их адаптация к непрерывно меняющимся условиям внешней среды на основе организационно-технологической перестройки с целью приближения реально существующих потоковых процессов к их оптимальной модели.

В разделе курса, посвященном теории современной логистики, будущие менеджеры должны знакомиться с принципами, методами и универсальной концепцией логистики как науки об управлении и оптимизации материальных и сервисных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- и макроэкономической системе с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных пользователей к качеству обслуживания. Студентам важно усвоить, что применение логистического инструментария позволяет выявлять объективные закономерности движения документных потоков в пространстве и времени, осуществлять прогнозирование эффективности документально-коммуникационных структур как логистических систем. Эти знания имеют особое значение в условиях возрастания скорости движения и усложнения структуры документных потоков вследствие активного перевода оперативной информации на машиночитаемые носители, сокращения звеньев логистической цепи как результата стремительного развития интеграционных процессов и межсетевого взаимодействия в системе электронных документальных коммуникаций.

Второй раздел курса, освещающий функциональный логистический менеджмент, более углубленно должен раскрывать задачи, функции и механизм закупочной и сбытовой (распределительной) логистик применительно к документоснабжению библиотечных фондов, их организации и предоставлению в пользование. Для достижения желаемого библиотекой результата с минимальными затратами времени и ресурсов идеи интеграции закупочной, производственной, сбытовой, транспортной логистик органично трансформируются в макрологистической цепи, объединяющей генеративные, транзитные и терминальные документальные системы, поддерживающие функционирование документного потока на его пути от производителя к конечному потребителю. В данном случае макрологистика рассматривает вопросы, связанные с анализом спроса и предложения на рынке издательской продукции, возможностями гармонизации интересов и взаимоотношений всех участников логистической цепи, выбором библиотекой оптимальной схемы отбора, заказа, доставки необходимых документов, движущихся по каналам. Темы курса, посвященные микрологистике, освещают внутрибиблиотечные логистические процессы, обеспечивающие моделирование и планирование комплектования фонда библиотеки, контроль доставки новых поступлений, их своевременную обработку, организацию в документные фонды и предоставление в пользование.

Необходимым условием функционирования логистических систем является наличие информации о материальном потоке, ее сбор, обработка, систематизация и своевременное использование для оперативного принятия управленческих решений, способствующих достижению наибольшей эффективности потоковых процессов. Физическим воплощением функционирования информационных потоков является документооборот, связывающий воедино все компоненты логистической цепи. В этой связи значительная часть курса должна быть посвящена информационной поддержке логистического менеджмента и освещать вопросы, связанные с логистическими информационно-компьютерными системами и технологиями, преимуществами создания интегрированных автоматизированных систем управления логистическими процессами и систем искусственного интеллекта, обеспечивающих принятие оптимальных управленческих решений и минимизирующих издержки функционирования потоковых процессов. Так, применение технологии сканирования штриховых кодов помогает библиотекам контролировать поступления новых изданий, оптимизировать их инвентаризацию, обработку, сохранность и предоставление в пользование. Заказы на покупку и отправку партий новых поступлений, заполнение фактурных счетов и накладных, осуществляемые библиотекой в онлайновом режиме, позволяют ей значительно интенсифицировать движение внешних и внутренних документных потоков, усовершенствовать их организацию, достичь оптимального уровня качества информационного обслуживания пользователей.

Когнитивный потенциал “Логистики” – новой в учебных планах библиотечно-информационных факультетов дисциплины специализации, несомненно, велик и имеет большое значение для освоения библиотекарями-менеджерами инновационных стратегий управления документными ресурсами библиотек, основанных на максимальной мобилизации имеющихся резервов для повышения эффективности их реализации. По опыту работы зарубежных менеджеров, навыки в области логистики являются в настоящее время ключевыми навыками руководителя, которые он должен постоянно приобретать и совершенствовать.

Hosted by uCoz