Смолина Г.Н.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК
В ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В ЗЕРКАЛЕ ЦИФР

Предлагается анализировать финансовое положение общедоступных библиотек Российской Федерации на основе цифр, опубликованных в сборнике: Финансирование общедоступных библиотек Российской Федерации, 1995–2001 гг.: Статист. материалы / Федер. гос. учреждение “Рос. гос. б-ка.” Науч. исслед. отдел библиотековедения; [Авт.-сост. Г.Н. Смолина]. - М.: РГБ, 2003.–133с.

В данном сборнике за период (1995–2001гг.) представлены финансовые показатели, измеренные в % от средне-российской и средне-окружной (в соответствующем федеральном округе) величин по библиотекам местного ведения. Эти показатели говорят о том, лучше (больше 100%) или хуже (меньше 100%) в конкретном субъекте Федерации финансируются библиотеки по сравнению с тем, как имеет место быть в целом по России и в целом по федеральному округу, в который входит данный субъект Федерации.

Города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) в отличие от всех других городов России помимо библиотек местного ведения имеют библиотеки федерального подчинения, которые не имеет смысла сравнивать с библиотеками местного ведения. Поэтому для Москвы и Санкт-Петербурга в сборнике по две таблицы: одна для библиотек местного ведения, другая – для всех библиотек (федерального и местного ведения).

В Москве финансируются библиотеки местного ведения в расчёте на одного жителя на 20–56% лучше, чем аналогичные библиотеки России и на 31–67% лучше, чем библиотеки местного ведения в Центральном федеральном округе. В Санкт-Петербурге для такого же показателя картина другая. Сравнение с библиотеками местного ведения в Северо-Западном федеральном округе даёт противоположный результат: на одного жителя Санкт-Петербурга в библиотеки местного ведения выделяют финансовых средств не больше, а меньше на 12–45%, чем на одного жителя Северо-Западного федерального округа. По сравнению с российской величиной финансовых средств библиотек местного ведения на одного жителя в Санкт-Петербурге меньше средств на 28–42% в 1995–1997 гг. и больше на 11–32% в 1998–2001 гг.

Цифры по финансированию, полученные в расчёте на одну библиотеку и соотнесённые к средне-российской величине и к средне-окружной, подтвердили, что в Москве и Санкт-Петербурге самые крупные библиотеки, у которых финансирование в несколько раз превышает средне-российский и средне-окружной уровень. В Москве имеем в 8–10 раз больше на одну библиотеку, причём в 8 раз в 2001 г. и в 10 раз в 1995 г. В Санкт-Петербурге на одну библиотеку поступило финансовых средств в 1995 г. в 5 раз, в 2001 г. в 9 раз больше, чем в целом по России и в 4 раза в 1995 г., в 6 раз в 2001 г. больше, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу.

Добавление библиотек федерального подчинения естественно увеличивает все перечисленные показатели в силу того, что федеральные библиотеки – самые крупные библиотеки в России. Бюджетных средств во всех общедоступных библиотеках Москвы на одного жителя в 2,1–2,5 раза больше, чем библиотечных финансовых средств одного жителя России и в 2–2,2 раза больше, чем это значение в Центральном федеральном округе. Средняя библиотека Москвы имеет финансовых средств в 14–17 раз больше, чем средняя библиотека России и в 13–14 раз больше, чем средняя библиотека Центрального федерального округа.

Что касается Санкт-Петербурга, то для всех его общедоступных библиотек финансирование на одного жителя в 1,3–2,5 раза лучше, чем в России и в 1,2–1,6 раза лучше, чем в Северо-Западном федеральном округе. А средняя общедоступная библиотека Санкт-Петербурга финансируется в 11–17 раз больше, чем в России и в 7–11 раз больше, чем в Северо-Западном федеральном округе

Таким образом, рассмотрение финансирования общедоступных библиотек в городах федерального значения в зеркале цифр отразило объективную картину финансовой политики государства в библиотечном деле.

Hosted by uCoz