Алтухова Г.А.

ЭТИКА ОБЩЕНИЯ В СИСТЕМЕ
“БИБЛИОТЕКАРЬ-БИБЛИОТЕКАРЬ”

Библиотечный труд немыслим без активного включения библиотекаря в многообразную систему взаимоотношений с людьми, источниками информации, организациями и учреждениями. Эта система – в той мере, в какой она создается усилиями библиотечных работников, – задана спецификой библиотечного обслуживания, и задачами работы; ее образует совокупность функционирующих, изменяющихся, многообразных по своему содержанию отношений как непосредственно в библиотечной среде, так и отношений, складывающихся между институтами общества.

Основные коммуникативные системы в библиотечном обслуживании “библиотекарь-читатель”, “библиотекарь-библиотекарь” и “читатель-читатель” привлекают внимание специалистов. Эти коммуникации в разной степени освещены в библиотечной печати.Но если взаимоотношения “читатель-библиотекарь” изучаются достаточно активно, то отношениям “библиотекарь-библиотекарь” уделяется еще недостаточное внимание, хотя эта система не менее сложна и специфична.

Нравственные отношения в библиотечном коллективе имеют ряд особенностей, вытекающих из неповторимой сущности самого библиотечного труда, его условий, укоренившихся профессиональных привычек. Библиотечный коллектив в своем идеале – это сообщество высокообразованных, начитанных людей с разнообразными индивидуальными запросами, высоким уровнем философского, нравственного, эстетического развития, сознания личности библиотекаря, его научной подготовки. Кроме того, библиотечный коллектив – это объединение людей различных по образованию, возрасту, профессиональному опыту, вкусам и интересам, социальным и профессиональным взглядам.

Для библиотечной профессии характерен как коллективный, так и индивидуальный труд. Важно согласование этих вопросов труда, от чего во многом зависит уровень взаимопонимания в коллективе. Некоторые библиотечные специалисты значительную часть своей работы осуществляют в одиночку (запись читателей, прием читательских требований, работа в фонде и др.), поэтому ее результаты требуют личной ответственности библиотекаря и непосредственно зависят от меры этой ответственности. Если такие сотрудники не воспринимают библиотечную работу как единое целое, противопоставляют свой участок работы другим и соответственно себя другим библиотекарям, то возникают и усиливаются нравственные противоречия, приводящие к конфликту. Библиотекарю всегда необходимо согласовывать свои действия с действиями коллектива, учиться у коллектива, обогащать свой индивидуальный опыт опытом коллег.

Нравственным в отношениях “библиотекарь-библиотекарь” можно по праву считать стремление каждого сотрудника оставлять вне служебных отношений свои личные слабости, плохое настроение, негативные черты характера, неприятие критики. Это моральное целеустремление способствует утверждению атмосферы, благоприятной для реализации доброжелательности и творчества, профессиональных возможностей как отдельного библиотекаря, так и всего коллектива.

Творчество открывает широкие возможности для свободного выбора библиотекарем различных форм и методов библиотечной деятельности. Поскольку такой выбор может иметь социальные последствия, он немыслим вне общественного регулирования. Эффективность же последнего зависит от условий функционирования системы общения “библиотекарь-общество”, которая строится в соответствии с целями и задачами работы библиотеки.

Профессиональная деятельность библиотекаря направлена на достижение целей библиотечного обслуживания, и как таковая совпадает с интересами общества. Общество развивается, изменяется, выдвигая и перед библиотекой новые, соответствующие уровню и возможностям своего развития задачи и требования, на которые библиотечному коллективу необходимо оперативно реагировать, как в плане теоретическом (развивая свою науку), так и в практическом плане. Активная профессиональная деятельность в этом направлении существенно влияет на состояние библиотечной среды, в том числе и на взаимоотношения “библиотекарь-библиотекарь”.

Связи библиотеки и общества без соответствующих усилий государства по их поддержанию на сегодня недостаточно актуализированы и действенны, что и является главным этическим противоречием в системе “библиотекарь-общество” и как следствие в системе “библиотекарь-библиотекарь”. При росте и обострении этих противоречий возникают негативные социальные последствия, которые требуют регулирования в том числе и нравственными средствами.

Hosted by uCoz