Семина Н.И.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ДОСТУПНОСТИ
В РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ

Информационная инфрастуктура в России развивается, в первую очередь, с учетом актуальных тенденций мирового информационного рынка, а также под влиянием внутренних факторов развития информационной отрасли в стране, в том числе регионализации.

На современном этапе наблюдается смена приоритетов в информационном обеспечении регионов. Это обусловлено изменением характера региональных информационных потребностей, появлением новых категорий потребителей региональных информационных ресурсов, формированием регионального рынка информационной продукции и услуг. В связи с этим особое значение в каждом регионе должно придаваться выработке концепции региональной информационной политики, фундаментом которой является единая система информационных ресурсов.

Назначение региональной информационной системы связано, вопервых, с производством информационных ресурсов регионального содержания в соответствии с социально-экономическим, научно-техническим и культурным профилем региона и, во-вторых, с созданием оптимальных условий для использования всего информационного потенциала страны (мира) непосредственно в регионе.Таким образом, региональная информационная система сочетает в себе функции информационного производителя и посредника.

Для любого региона страны важнейшим направлением информационной политики является обеспечение всеобщего доступа к региональным и мировым информационным ресурсам. Реализации этого принципа в современных условиях препятствуют многочисленные трудности.

К сожалению, в большинстве субъектов Российской Федерации не разработана концепция региональной информационной политики, не сформирована и целостная законодательная база в сфере информации.Областные (краевые) универсальные научные библиотеки как ведущие держатели региональных информационных ресурсов не могут предоставить потребителям полную и достоверную информацию о производимых в регионе традиционных и электронных документальных ресурсах, так как не получают местный обязательный экземпляр документов в полном объеме.

Кроме того, отсутствует кооперация и координация в деятельности государственных и негосударственных информационных учреждений региона (ОУНБ, региональных ЦНТИ, коммерческих информационных служб, центров), что находит выражение в формировании информационных ресурсов независимо друг от друга, дублировании информации. При этом значительная часть информационных ресурсов остается вне поля их деятельности.

Организационная и территориальная разобщенность присущи также и межрегиональному уровню взаимодействия информационных органов. Потребителям информации подчас очень сложно получить информацию об информационных ресурсах, производимых в соседних регионах.

Малый тираж традиционных документальных ресурсов именно регионального содержания также делает их труднодоступными для потребителей.

Доступность электронных информационных ресурсов, в том числе регионального содержания, как правило, определяется исходя из финансового положения информационного учреждения, затрат на создание или приобретение информационных продуктов. Однако оптимальная политика ценообразования в регионах на сегодняшний день тоже отсутствует.

Вышеназванные трудности в реализации принципа доступности информационных ресурсов могут быть устранены лишь совместными усилиями федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления, общественных и коммерческих организаций на основе единой региональной информационной политики, учитывающей интересы всех заинтересованных сторон.

Hosted by uCoz