Садовская Л.К.

О СОСТОЯНИИ БИБЛИОТЕЧНОЙ СТАТИСТИКИ В АПК РФ

Система информационно-библиотечного обеспечения агропромышленного комплекса России (СИБО АПК РФ) имеет сложную многоуровневую структуру, включающую научные учреждения, органы научно-технической информации (ОНТИ), библиотеки различного ведомственного подчинения и различных организационно-правовых форм. Специфическим компонентом этой структуры является Информационно-консультационная служба (ИКС) АПК РФ, которая оказывает разнообразные услуги всем потребителям информации отрасли на платной основе. Контингентный состав пользователей системы так же сложен и объединяет фермеров, специалистов сельского хозяйства и пищевой промышленности, коллективы учёных научно-исследовательских и образовательных учреждений, профессорско-преподавательские кадры, студентов, аспирантов и т.д. Строго говоря, СИБО АПК РФ трудно назвать системой, так как в ней отсутствуют механизмы взаимосвязи, координации деятельности её составных частей, включая источники финансирования, органы управления, подготовку кадров и т.п. Что касается статистического отражения её работы, в том числе библиотечной статистики, в настоящее время разные ведомства собирают статистические данные в рамках своей компетенции и ни одно из них не сводит их воедино. Ситуация выглядит следующим образом:

- фермеров, специалистов различных производств и инфраструктуры АПК обслуживают сельские и производственные библиотеки, районные ЦБС, а также региональные и районные центры ИКС АПК РФ, находящиеся в подчинении районных и областных управлений сельского хозяйства (АПК);

- аграрную науку и агрообразование обслуживают библиотеки и ОНТИ научно-исследовательских учреждений (НИУ) Минсельхоза РФ и Россельхозакадемии, библиотеки вузов и техникумов Минсельхоза и смежных министерств, а также федеральная и региональная центральные научные библиотеки Россельхозакадемии и, конечно, областные (краевые, республиканские и т.п.) научные библиотеки, подведомственные Министерству культуры РФ и субъектов федерации.

Подавляющая часть библиотек СИБО АПК РФ не имеет статуса юридического лица и подаёт статистические по-казатели своей работы в рамках отчёта учреждения, к которому относится, библиотечная статистика оседает в соответствующем ведомстве, отдельно не выделяется, не рассматривается и не анализируется. Эта работа выполняется библиотеками, являющимися методическими центрами ведомственных библиотечных сетей, и, как правило, мало известна за их пределами.

Всё изложенное хорошо иллюстрируется практикой методической деятельности Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ Россельхозакадемии), которая возглавляет работу по информационно-библиотечному обеспечению аграрной науки и агрообразования.

Сеть методического руководства ЦНСХБ Россельхозакадемии включает две ведомственные библиотечные сети:

- сеть библиотек и ОНТИ научных учреждений Россельхозакадемии (НИИ, опытных станций, региональных отделений академии и т.п.);

- сеть библиотек высших и средних учебных заведений Минсельхоза РФ, а также библиотек подведомственных ему НИИ.

Сеть НИУ Россельхозакадемии поделена на зоны: Северо-западную, Северо-Восточную, Сибирскую, Дальне-Восточную и Северокавказскую. До недавнего времени в каждой зоне работали региональные отделения Россельхозакадемии и при них библиотеки с функциями региональных методических центров, т. наз. ЦНСХБ региональных отделений Академии. В связи с сокращением числа НИУ Россельхозакадемии количество таких библиотек было также сокращено: сегодня на региональном уровне работает лишь ЦНСХБ Сибирского отделения Россельхозакадемии. Все библиотеки академической сети, за исключением двух ЦНСХБ, являются подразделениями НИУ и представляют годовые отчёты о своей работе в рамках отчёта соответствующего учреждения. Наряду с этим они присылают статистические и текстовые отчёты в ЦНСХБ (в свой методический центр), где материалы обобщаются, анализируются и представляются в рамках отчётов руководству ведомства или в форме методических изданий, которые рассылаются библиотекам сети.

Сеть библиотек высших и средних учебных заведений, а также различных учреждений по повышению квалификации кадров АПК РФ, подведомственна Минсельхозу РФ. Она имеет двойное методическое руководство: по вопросам информационно-библиотечного обеспечения учебного процесса – со стороны библиотеки Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева (ТСХА), а по вопросам информационно-библиотечного обе спечения вузовской аграрной науки – со стороны ЦНСХБ Россельхозакадемии. Такое положение узаконено сравнительно недавно (Приказом Департамента кадровой политики и образования Минсельхоза России №27/237 от 13 мая 2002 г. “О создании Библиотечно-информационного центра”), но уже принесло немало отрицательных последствий, так как вузовские библиотеки отягощены теперь необходимостью представлять отчёты в три инстанции: МГУ, ТСХА и ЦНСХБ. Это раздражает библиотекарей, их обычная дисциплинированность резко снизилась, серьёзно пострадали полнота и оперативность представления библиотечной статистики.

Сбор статистических сведений о работе библиотек сети методического руководства ЦНСХБ осложняется в ряде случаев еще и низкой квалификацией библиотекарей, которые часто не имеют профессионального (библиотечного) образования, работают на условиях совместительства или временного трудоустройства и не заинтересованы в ка-чественном исполнении работы. Так, например, средний процент представления отчётов о работе библиотек сети методического руководства ЦНСХБ Россельхозакадемии не превышает 75%. Самый низкий процент дают НИИ, где библиотеки, как правило, находятся в бедственном положении: слабо обеспечены кадрами, техникой, плохо финансируются и вынуждены конкурировать с ОНТИ. Директора многих НИИ при недостаточном финансировании не видят экономического смысла в оснащении библиотек компьютерами и предпочитают вооружать ими самих учёных, которые хотят и умеют работать с современными информационными ресурсами. Методистам ЦНСХБ приходится задействовать все рычаги административного воздействия на руководство НИИ со стороны Президиума Россельхозакадемии, чтобы улучшить положение библиотек.

Статистические отчеты библиотек сети методического руководства ЦНСХБ содержат следующие укрупнённые показатели:

- книжный фонд (в том числе, основной фонд),

- количество пользователей,

- количество поступивших документов,

- наличие БД,

- книговыдача,

- обращаемость фонда,

- читаемость,

- книгообеспеченность,

- компьютерный парк,

- штат,

- финансовые средства, выделенные на комплектование.

Ежегодно, одновременно со статистическими отчётами, библиотеки присылают текстовые отчёты, в которых более подробно характеризуют свою работу, особенно детально – новое в их деятельности за отчётный период и наиболее острые проблемы. Отчеты анализируются и обобщаются; статистические сведения суммируются в сводных таблицах, которые представляются в Президиум Россельхозакадемии, включаются в отчетную документацию ЦНСХБ и широко используются ею в различных публикациях, в первую очередь, в аналитических обзорах о деятельности тех или иных типов библиотек.

В последние годы ЦНСХБ ввела в практику сбора информации о работе библиотек сети рассылку бланков так называемого “Паспорта библиотеки”, который имеет 2 раздела: текстовой и статистической информации. Первый (текстовый) раздел содержит 25 пунктов и призван дать достаточно полную характеристику условий, в которых работает библиотека, включая адресные данные, сведения о её техническом оснащении, персонале, финансировании, справочно-информационном фонде, уровне автоматизации технологических процессов, использовании сетевых информационных ресурсов и услуг и т.д. Второй (статистический) раздел содержит 13 пунктов и отличается от обычного статистического отчета более детальными вопросами о фонде (в том числе обменном), читателях (по регистрационной картотеке и фактически обслуженных), библиографической работе, использовании МБА и т.д. Предполагается изучить эффективность такого метода сбора информации в течение 2–3 лет и в случае его положительной оценки утвердить “Паспорт библиотеки” как единую форму для всех ведомств АПК РФ. В настоящий момент приходится констатировать слабую активность библиотек, неполноту получаемой информации и необходимость дальнейших усилий по внедрению отраслевых статистических форм.

Системы обязательных отчетных показателей (СООП) для низовых библиотек и методических центров библиотечных сетей должны существенно различаться: СООП для низовых библиотек должна включать не более 15 укрупнённых показателей (абсолютных и относительных) по 4–5 разделам: фонды, читатели, МБА, персонал, финансирование. СООП для федеральных и региональных библиотек должна быть более обширной, детальной и включать дополнительно показатели научной и методической деятельности, уровня автоматизации библиотечно-информационных процессов, работы с электронными ресурсами, в том числе Интернет, а также сводные таблицы показателей деятельности библиотек, входящих в сеть их методического руководства.

Hosted by uCoz