Савич Л.Е.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО СПЕЦИАЛИСТА:
ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ

Профессиональная культура информационно-библиотечных специалистов является постоянным компонентом проблемного пространства библиотечной профессиологии. В поле зрения исследователей были и информационная, и коммуникативная, и экономическая культура, ряд других аспектов этого системного понятия.Представляется, что настало время обратить внимание на профессиональное здоровье библиотекаря и, следовательно, на его валеологическую культуру.

Культурологи насчитывают более четырехсот определений культуры. Согласно одному из них, культура – это результат деятельности человечества, созданные им материальные и духовные творения, те знания и уменья, которые необходимы для их создания и постоянного воспроизводства. К культуре относятся и цели, ради достижения которых люди осуществляют свою деятельность, моральность этих целей.

Данный подход содержит в себе оценочный элемент. Культура рассматривается как сумма достижений человечества. Если ту же мысль выразить совсем кратко, то можно сказать, что культура определяется тем, что, как и для чего делают люди, как они воспринимают сделанное. Следовательно, исходное содержание профессии должно рассматриваться как состояние культуры человека, работника, его готовности осуществлять определенный род трудовой деятельности. Такое состояние предполагает не только обладание необходимыми знаниями – мировоззренческими и профессиональными, владение адаптивными и коммуникативными умениями.

Профессиональная культура складывается не только под влиянием вида труда, она вбирает все культурные достижения личности, ценности соответствующего образа жизни. Личность работника сказывается на его деятельности, проявляется в ней. Происходит взаимовлияние личности и деятельности, что позволяет говорить о культуре библиотекаря как личности и как профессионала.

В настоящее время многие области профессиональной деятельности человека, в том числе в информационной сфере, связаны с нервно-психическим напряжением, стрессами. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, переоценка своих сил, желание постоянно оправдывать ожидания, неоправданно долгое терпение, подавление в себе влечения своего сердца, своей натуры, внезапное осознание несовпадения реальности с воображаемой действительностью, страх не успеть, забыть, что-то упустить, коммуникативный стресс, вызванный избытком информации, шум, агрессивная среда, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии.

Французский врач и философ Кабанис в конце XVIII–начале XIX в., во время революционных событий во Франции, подчёркивал: “Есть ещё одна причина душевных болезней, а именно общественная обстановка, при которой живёт и работает человеческий мозг. Когда социальная жизнь построена уродливо и жестоко, мозговая деятельность чаще отклоняется от правильного пути”.

Потенциал личности формируется на основе двух врожденных составляющих – психическое и физическое здоровье и врожденные психологические особенности личности. Эти составляющие определенным образом влияют на работоспособность и продуктивность труда работника, его психологическое состояние и эмоциональную устойчивость во время выполнения своих должностных обязанностей.

Профессиональное здоровье – это способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности по всех условиях протекания профессиональной деятельности.

Здоровье в валеологии – свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде с перегрузками и без потерь. Здоровье – физическое, психическое и социальное благополучие человека и его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения.

Валеологическая культура как часть общей культуры включает в себя не только объективные результаты деятельности людей, проявляющиеся в уровне здоровья человека и общества, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, направленной на организацию индивидуального здорового образа жизни.

Формирование “защиты” библиотечного работника от опасностей, связанных с профессиональной деятельностью, – задача перспективная и весьма сложная. Фактически это комплекс задач, решение которых базируется на достижениях педагогики, психологии, социологии, технологии, менеджмента, профессионального образования, конечно, медицины и собственно валеологии. Конечной целью этих мероприятий должно стать увеличение количества здоровья информационно-библиотечных специалистов – физического, психического, нравственного, и, главное, их готовность и умения по его сохранению и поддержанию.

Hosted by uCoz