Резонова В.М.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА БИБЛИОТЕКИ

Любые социальные организации, в том числе библиотеки, одновременно существуют и в коммуникационном мире, и в мире практической деятельности. Как бы хорошо организация ни выполняла свою работу, всегда присутствует риск искажения информации о ней, а следовательно, формирования негативного представления. Нежелательной является и полная неизвестность, которая в обыденном сознании отождествляется с ненужностью.Поэтому особое значение приобретает деятельность, направленная на установление связей с общественностью или public relations (PR).

Влияние коммуникационной действительности на современное общество с каждым днем становится сильнее. Стало очевидно, что положение библиотек сегодня напрямую зависит от её признания самыми разными категориями граждан, мнение которых способно изменить правительственные планы, ускорить или замедлить решение каких-либо проблем, обеспечить финансовую поддержку.

Осознание того, что в XXI в. “именно эмоциональная, репутационная дифференциация станет главной стратегией в условиях жесткой конкуренции и открытого информационного поля”, заставляет основное внимание, наряду с библиотечной технологией, уделять построению коммуникационного пространства библиотеки.

Символическое пространство формируется в ходе реализации коммуникационной политики, PR – целенаправленной деятельности организаций по установлению, поддержанию благоприятных деловых отношений с другими учреждениями, общественными и профессиональными объединениями, группами граждан (внешняя коммуникационная политика) и собственным персоналом (внутренняя коммуникационная политика).

Существует и основополагающий принцип по связям с общественностью – широкое информирование о деятельности библиотеки в целом и отдельных её подразделений. Это необходимо для изменения бытующего стереотипа простоты библиотечного труда.Даже компетентные пользователи библиотеки не имеют представления о большей части процессов, происходящих в ней и поэтому не понимают стремления организации к увеличению штата и ассигнований.

Положение усугубляется с внедрением новых информационных технологий, применение которых, по мнению многих, упрощает библиотечный труд. В действительности, неизмеримо расширяя возможности обслуживания, эти технологии лишь повышают сложность удовлетворения читательских запросов с ориентацией на мировые информационные ресурсы.

Помимо этого, распространено мнение о том, что библиотеки начинают уступать Интернету свои ведущие позиции в сфере общественно-полезной деятельности, о смене книжной культуры культурой экранной, о замещении ныне существующих библиотек “виртуальными”.

В то же время возможность получения информации из других источников снижает значение библиотеки для социума в глазах многих его представителей. Деятельность библиотеки по удовлетворению потребностей в информации и общении, хотя и считается нужной, но отодвигается на второй план по отношению к физиологическим потребностям человека. Именно в этом кроется причина финансирования библиотечной отрасли по остаточному принципу. И это еще один аргумент в пользу того, что библиотеки должны больше внимания уделять связям с общественностью, при-давать им планомерный, системный характер, использовать все возможные каналы.

Специфика библиотечного PR ещё и в том, что в библиотечной среде, как нигде более, мнение населения зависит не только от качества обслуживания, но и от уровня информационной культуры читателей. Пользователи свое неумение находить необходимую информацию склонны связывать с низкой квалификацией сотрудников библиотеки, с несовершенством организации процессов в ней, забывая об уровне собственной компетентности.

Деятельность PR нельзя рассматривать только как внешнюю политику. Её успех определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания или насколько совпадают декларируемые обязательства с их реальным выполнением.

Итак, цель PR библиотеки – это формирование благоприятного социального отношения её внутреннего “климата” для выполнения библиотекой своих функций, привлечение внимания государства, общества, коммерческих организаций к значимости библиотечной деятельности, обусловленной неповторимостью фондов, составом читателей, особенностями региона, социокультурным профилем.

Коммуникационная политика состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых PR – “внешних” и “внутренних”, последние функционально близки к управлению персоналом.

Библиотечная коммуникационная политика имеет ряд особенностей, которые определяют её формирование: библиотека должна стремиться к повышению уровня информационной культуры людей, связывая успешность обслуживания и свое будущее с компетентностью читателей; библиотека должна раскрывать существо своего труда и причины его усложнения; библиотеке необходимо своевременно оповещать о всех существующих изменениях в своей деятельности, показывая, что она всегда направлена на повышение качества и комфортности обслуживания; не следует скрывать от общественности кризисные ситуации, правдиво объясняя их причины для их устранения; формирование библиотекой своего имиджа, который будет социально обусловлен, соотнесен этическими идеалами, близкими людям и ими разделяемыми, т.е. имиджа способного оказывать воздействие на общественное мнение. Коммуникационная политика, реализуемая всеми сотрудниками организации, сплоченной командой единомышленников, должна представить образ, в котором проявится польза, приносимая библиотекой обществу.

Hosted by uCoz