Пачкова В.Г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА БИБЛИОТЕКАРЯ:
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Определений “информационная среда” в профессиональной литературе множество. Воспользуемся определением, данным М.Я. Дворкиной: “…это создаваемое библиотечными работниками и читателями ресурсное, ценностно-ориентирующее, интеллектуальное, эстетическое, эмоциональное, окружение абонентов и библиотекарей, организующее их поведение в библиотеке и оказывающее положительное или отрицательное воздействие на их деятельность…”

В информационном обслуживании читателей важным условием работы библиотекарей является создание такой среды, в которой было бы комфортно функционировать и читателям и библиотекарям. Библиотекарь определяет коммуникативный климат в библиотеке, поскольку от его профессиональных и личных качеств зависят результаты обслуживания.

Поэтому так важно проведение специальных исследований, связанных с формированием и развитием информационной среды библиотечных работников и читателей.

В психологической плоскости информационная деятельность библиотекаря заключается в выработке оптимальной реакции на поступающую информацию, формирование умения действовать в условиях избыточной информации, оцени-вать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, критически переосмысливать, свертывать и развертывать ее, вырабатывать навыки психогигиены информации, рациональные привычки для защиты от информационных негативных явлений. В задачи психофизиологических основ информационной деятельности библиотекаря входит внесение в сознание специалистов знание роли информации в процессе формирования мышления и знание психофизиологических особенностей восприятия и понимания личностью. Информационное развитие личности формирует социально значимые внутренние психические регуляторы поведения, ценностные ориентации, морально-этические нормы.

В профессиональной деятельности библиотекаря важно учитывать: индивидуальные особенности восприятия (аналитический или синтетический тип); свойства и качества памяти (логическая, эмоциональная, образная, слуховая); индивидуальные особенности мышления; эмоциональную сферу, связанную с практической деятельностью. Врожденные психологические особенности (тип нервной деятельности, темперамент, черты характера и т.п.) определяют склонности человека к определенному виду деятельности и видам работы.

По мнению А.П. Янковского, “психофизиологические основы специалиста призваны решить задачу повышения работоспособности”. Профессиограмма библиотечного специалиста включает: задачи, функции и структуру подразделений, в рамках которых осуществляется данная деятельность, основные обязанности работника, оплата труда, распределение рабочего времени и требования к специалисту (к общей специальной подготовке, к личным качествам библиотекаря).

Профессиональные качества библиотекаря-специалиста представляют собой сложный комплекс знаний, умений и навыков, уровень которых определяет качество и эффективность его деятельности. Профессиограмма помогает определить профессиональную пригодность специалиста, соответствие его индивидуальных качеств требованиям профессии, при адаптации важно учитывать его психофизиологические особенности. Огромная пластичность нервной системы человека способствует не только формированию, но и изменению его профпригодности, поэтому рассматривать ее надо в развитии.

Личностные свойства библиотекаря заключаются в структуре мотивации профессионального совершенствования. Обычно выделяют следующие характерные группы мотивов, уровень их выраженности в процессе деятельности изменяется в зависимости от влияния различных условий и факторов:

- мотивы достижения и творческого поиска (чувства удовлетворения от собственного развития, установка на овладение новыми профессионально-значимыми качествами, профессиональными позициями, потребностью в самооценке);

- личностные социально-значимые мотивы (интерес к своей профессии, желание стать квалифицированным специалистом, потребность действовать в соответствии в чувством долга, чести, морали и социальными нормами, стремление завоевать авторитет среди коллег, желание лучше освоить свою специальность, должностные обязанности);

- мотивы, связанные с результативностью деятельности (желание быть не хуже других, интересы продвижения по службе, стремление получать вознаграждения);

- объединяет мотивы избежания неприятностей (требовательность руководства, влияние общественного мнения и неформальных лидеров, действия административных и экономических механизмов воздействия на других).

Большое влияние на организацию работы оказывают условия труда – совокупность факторов производственной среды, влияющей на трудоспособность и здоровье библиотекарей с процессе трудовой деятельности. Такими факторами являются: месторасположение помещений, степень их освещенности, уровень шума, температура и влажность, режим труда и отдыха, психологический микроклимат в библиотеке.

Эмоциональная сфера библиотекаря прежде всего подразумевает стрессовые ситуации в процессе профессиональной деятельности. Зарубежная медицина выделяет две группы стрессоров: физические и психологические. Физические факторы, вызывающие стресс – вредные условия труда (шум, температурный режим, воздействие излучения мониторов, книжная пыль). Психологические факторы – организация работы и межличностные отношения в коллективе, а также положительный межличностный климат и организационная структура, т.е. возможность принятия решений, благодаря которой каждый сотрудник имеет влияние на рабочую ситуацию.

В библиотечной практике присутствуют два вида стресса: эмоциональный и информационный. Во время профессиональной деятельности библиотекарь подвергается воздействию множества негативных информационно-пси-хологических факторов риска. Например, поток читателей в отделах обслуживания в “часы пик” может вторгаться в личную зону библиотекаря в течение длительного времени. В непосредственном контакте с читателем у библиотекаря часто нет возможностей регулирования объема и качества обрабатываемой информации, а также проходящих через его сознание информационных потоков. В этом случае действие библиотекарей должны быть регламентированы уставом библиотеки и должностной инструкцией.

В динамических процессах профессиональной деятельности может быть не только стресс, но и состояние утомляемости и монотонности.

Под влиянием утомления пропадает выдержка и настойчивость.Условия работы могут повысить состояние утомляемости.Это такие факторы как шум, недостаток кислорода, плохое освещение.

Одним из психологических признаков утомления является ухудшение внимания, оно становится неустойчивым, что мешает сосредоточиться на рабочих операциях, тем самым снижая работоспособность.

Условия физической среды также оказывают влияние на психологическое состояние человека во время работы. Основной негативный фактор в рабочей среде библиотекаря – это книжная пыль. Под влиянием пыли может нарушиться кровообращение, возникнуть сердечно-легочная недостаточность, пылевой бронхит, грибковые заболевания. Чтобы защитить библиотечных работников от таких болезней, необходимы определенные меры: поддержание нормальной температуры и влажности воздуха, циркуляция воздушных потоков, регулярное обеспыливание фонда.

Последнее время источником вредного воздействия на библиотекаря назван компьютер, при длительном использовании которого могут возникнуть болезни глаз и позвоночника. В России безопасные условия труда на ко-мпьютерах регламентирует документ “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации труда”. В профилактике профессиональных заболеваний пользователей ПЭВМ важное значение имеет правильный режим работы, устанавливаемый в зависимости от вида работы и категории трудовой деятельности.

Экологический подход к информационной среде позволяет надеяться на то, что комфортность и безопасность библиотечных работников и читателей будет обеспечена.

Hosted by uCoz