Неверова Т.А., Погонина И.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ
НА РЕГИОНАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ РЫНКЕ
(на примере Тамбовской областной
универсальной научной библиотеки им А.С. Пушкина)
В условиях формирования регионального библиотечно-информационного пространства,становления информационного рынка библиотеки вынуждены конкурировать друг с другом, со службами научно-технической информации, средствами массовой коммуникации, научными, образовательными, досуговыми учреждениями, книготорговыми организациями при реализации соответствующих услуг и продукции. Серьезными конкурентами по отношению к библиотечно-информационным ресурсам становятся доступные мировые информационные сети.
Принято считать, что конкурентоспособность библиотеки обусловлена оптимальным сочетанием качественных и стоимостно-ценовых параметров продукции и услуг. Однако качество и цена продукции являются не единственными, хотя и существенными показателями, позволяющими выдерживать конкуренцию на региональном информационном рынке.
Важную роль при выявлении конкурентоспособности библиотеки играет анализ среды функционирования библиотечно-информационного учреждения, включающей внешнюю среду, рабочую среду, внутреннюю среду. В ходе исследования был проведен анализ внешней и внутренней среды Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина (ТОУНБ), выявлено ее реальное место в системе информационных ресурсов региона.
При формировании внешней среды функционирования ТОУНБ значительную роль играют поставщики документов в фонд библиотеки (издательства, книготорговые организации, благотворительные организации, спонсоры), конкурирующие социально-информационные институты, средства массовой информации и т.д.
Среди конкурирующих социально-информационных институтов ведущими являются музеи, архивы, центры научно-технической информации. В ходе исследования были проанализированы конкурентные возможности каждого из названных информационных институтов (среди критериев конкурентоспособности можно назвать доступность, комфортность, оперативность, вариативность, стоимость, качество исполнения предоставляемых услуг и продукции).
Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности библиотеки на региональном информационном рынке является изучение и формирование внутренней среды (персонал, система управления, маркетинг, финансы, культура организации труда). В рамках изучения внутренней среды ТОУНБ был проанализирован персонал библиотеки: квалификация, соотношение ведущих специалистов и рядовых сотрудников, уровень подготовки, система внутрибиблиотечного профессионального обучения, текучесть кадров и т.п.
Анализ регионального информационного рынка, изучение внешней и внутренней среды функционирования Тамбовской областной библиотеки, позволяют сделать вывод о том, что она является одним из традиционных центров хранения, создания и распространения информационных ресурсов данного региона. Важную роль при формировании оптимальной внутренней среды библиотечно-информационного учреждения играет служба маркетинга, способная сориентировать деятельность библиотеки на потребителя, оптимальное удовлетворение его информационных потребностей путем продвижения адекватной конкурентоспособной продукции на региональный информационный рынок.