Коломейчук Е.М.

ПРЕДПОЧТЕНИЯ МЕТОДИСТОВ И ОЖИДАНИЯ
СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

(По результатам исследования методической поддержки
деятельности сельских библиотек)

“Библиотека российского села” – так называлось исследование Российской национальной библиотеки, проведенное в 2002 г. в библиотеках Краснодарского и Приморского краев, Брянской, Иркутской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Псковской, Свердловской, Тверской, Тульской и Читинской областей Российской Федерации. В опорных библиотеках был проведен опрос: специалисты региональных и районных методических центров характеризовали методическую поддержку деятельности сельских библиотек, а сельские библиотекари высказывались относительно ее целесообразности.

В общем плане степень востребованности помощи методических центров показывает тот факт, что более 1/4 сельских библиотекарей не посчитали необходимым отвечать на соответствующие вопросы.

Сельские библиотекари указали 44 направления своей деятельности, по которым особенно необходима помощь со стороны методических центров.

Распределение состава профессиональных интересов сельских библиотекарей по специализации региональных библиотек показывает, что по 2% соотносятся с работой со слабовидящими и незрячими и с юношеством и 18% – с работой с детьми и подростками. Таким образом, универсальные библиотеки принимают на себя наиболее существенный массив из 78% совокупности профессиональных интересов сельских библиотекарей. К тому же главной библиотеке региона адресовано 46% конкретных предложений сельских библиотекарей.

Надо сказать, что специализированные региональные библиотеки активнее снабжают сельских библиотекарей методическими материалами: за год их получили более чем в половине базовых сельских библиотек, в то время как материалы от ЦБ субъектов РФ – в одной трети.

Получается, что объемы непосредственного оказания региональными библиотеками специализированной и базовой методической поддержки слабо согласовывались с объемами потребностей сельских библиотекарей.

Что же касается районных методических центров, то 3% сельских библиотекарей указали, что необходимую методическую помощь (и как подчеркнуто в одном из ответов – “прекрасную”) они получают в ЦРБ ЦБС. А ведь со стороны районных библиотек зафиксирована активизация методических усилий.

Так, наибольшее распространение получила модель методического объединения с ведущей ролью районных библиотек: ЦРБ + сельские библиотеки; ЦРБ, ЦРДБ + сельские библиотеки; ЦРБ, ЦРДБ + сельские библиотеки + школьные библиотеки и (или) профсоюзные библиотеки.

По весомости и принципам определения направлений методическая поддержка районного уровня не уступает региональному. К примеру, в районных библиотеках диапазон форм методической помощи сельским библиотекарям использовали на 4/5, а в базовых краевых и областных библиотеках – на 3/5.

Если же рассмотреть распространенность стремления районных центров усилить методическую поддержку, то получится, что методические объединения функционировали менее чем в половине базовых районов, а их членами являлась примерно 1/10 часть сельских библиотекарей.

Широта диапазона в 15 форм методической помощи, практикуемых универсальными региональными и районными библиотеками, на наш взгляд, продемонстрировала многоплановость участия в продвижении деятельности сельских библиотекарей.

Со своей стороны сельские библиотекари указывали на то, что ЦБ субъектов РФ как методическим центрам следует, во-первых, “регулярно и в большом объеме высылать методические материалы, наладив снабжение сельских библиотек”, “обеспечивать методическими материалами конкретные вопросы обслуживания населения”, а во-вторых, “возобновить систему повышения квалификации для сельских библиотекарей”, “организовать учебу сельских библиотекарей”.

И как раз ожидаемым направлениям методической поддержки соответствовала активность главных региональных библиотек в обеспечении сельских библиотекарей методическими материалами и в содействии пополнению багажа профессиональных знаний. Например, за редким исключением базовые региональные универсальные библиотек специально подготавливали и издавали методические материалы, сориентированных на сельские библиотеки. В большей части базовых ЦБ субъектов РФ по крайней мере раз в два года специально организовывали для сельских библиотекарей курсы повышения квалификации. Два года подряд такие курсы проходили в Оренбургской области.

Почему же от региональных универсальных методических центров требуется деятельность по все тем же направлениям? Рассмотрим, какова доступность наиболее востребованных сельскими библиотекарями видов методической поддержки.

Специально сориентированные методические материалы ЦБ субъектов РФ дошли до 1/3 базовых сельских библиотек и чаще всего за год в сельскую библиотеку поступало 1 название.

На наш взгляд, явно недостаточный охват приоритетными видами методической помощи обусловлен огра-ниченными возможностями региональных методических центров. Вместе с тем заметно, как много зависит от сог-ласованности в функционировании региональной системы оказания методической помощи сельским библиотекарям.

За конкретными цифрами и фактами исследования – вся противоречивость современного методического патронажа деятельности сельских библиотек.

Позиции обоих уровней методических центров методической поддержки выстраивается в логике определенной целенаправленности воздействий. В принципе в регионах обеспечиваются возможности как для получения сельскими библиотекарями адресной помощи, так и для обновления системы профессиональных знаний.

И все-таки закрепляется разрыв между ожиданиями сельских библиотекарей и стремлениями методических центров.

А между тем повсеместно усиливается воздействие фактора различных возможностей и интересов учредителей сельских библиотек, условий разной степени централизации сети библиотек, все более разнообразными становятся особенности их функционирования.

Hosted by uCoz