Клюев В.К.

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ОСВОЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА

В новом поколении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования значительно усилена роль самостоятельной работы в учебном процессе, а в соответствующих учебных планах увеличен объем нормативной внеаудиторной нагрузки студентов.

Можно с полным основанием констатировать приоритетное значение самостоятельной образовательной (познавательной) деятельности обучающихся для приобретения прикладных знаний, а также конкретных умений и навыков. Она является важным фактором интенсификации и обеспечения эффективности процесса освоения специальных дисцип-лин в условиях возрастающего информационного потока. Наряду с общими подходами к постановке индивидуальной и групповой самостоятельной работы студентов, для каждого блока учебных предметов и отдельных профессионально значимых учебных дисциплин важно определить возможные (оптимальные) формы, виды, методы и приемы самостоятельной работы, позволяющие лучше понять и усвоить материал и таким образом реально активизирующие учебную деятельность.

Логично выделить шесть последовательно взаимосвязанных компонентов успешной реализации задач самостоятельной работы как метода и приема обучения студентов. С одной стороны, ее необходимо целенаправленно организовывать, обеспечивать и контролировать, с другой, – постоянно мотивировать обучающихся объективно оценивать достигнутые промежуточные и итоговые результаты. Для успешного развития творческого потенциала и познавательной деятельности студентов средствами самостоятельной работы целесообразно учитывать основные классические принципы дидактики: интереса, сознательности, активности, систематичности, последовательности (этапности), наглядности, доступности, посильности, прочности усвоения знаний.

В процессе преподавания обширного комплекса вузовских организационно-управленческих библиотековедческих курсов (базового учебного предмета “Библиотечный менеджмент” / “Менеджмент библиотечно-информационной деятельности”, дисциплин профильной квалификации – “Библиотечное право”. “Управление библиотечным делом”, “Маркетинг библиотечно-информационной деятельности”, “Экономика библиотечно-информационной деятельности”, “Инновационно-методическая работа библиотеки” и др., а также ряда дисциплин специализации) активно используются взаимодополняющие друг друга аспекты самостоятельной работы студентов: учебный и научно-исследовательский. Ее содержание объективно имеет научно-исследовательский акцент.

До недавнего времени превалировали индивидуальные консультации и письменные виды самостоятельной работы студентов: составление обзорно-аналитических дайджестов (обзоров) по литературным источникам, написание проблемных рефератов, выполнение курсовых и дипломных работ по актуальной тематике. Студенты обычно ориентируются также на самостоятельную подготовку к текущему и рубежному (промежуточному) контролю знаний, проводимому преимущественно в форме тестирования и/или решения конкретных управленческих ситуаций. Реализации исследовательского потенциала наиболее “продвинутых” обучающихся успешно способствуют их участие в разноуровневых научных студенческих конференциях, написание и публикация в соответствующих “молодежных” сборниках тезисов докладов и небольших статей.

В качестве перспективных видов самостоятельной работы можно обозначить опробованные в практике образовательной деятельности предметно-методической комиссии организационно-управленческих дисциплин кафедры библиотековедения Библиотечно-информационного института МГУКИ решение профессиональных познавательных (эвристических) задач и кроссвордов / сканвордов, подготовку в ролевым (организационно-деятельностным) играм, выполнение индивидуальных творческих заданий (в том числе проектирование, моделирование, разработка организационно-правовой документации библиотеки и пр.). В отличие от традиционных (в большинстве формализованных) контрольных работ и тестов, персонифицированные профессионально-образовательные задачи / задания позволяют максимально раскрыть научно-творческий потенциал студентов и дают возможность предметно подготовиться к итоговому контролю знаний по учебной дисциплине.

Разнообразию подходов к организации и дидактическому обеспечению самостоятельной познавательной деятельности студентов, диверсификации форм подачи исходного (базового) учебного материала объективно способствует интенсивно развивающаяся гибкая система актуальных организационно-управленческих библиотековедческих курсов по выбору, авторских курсов, спецкурсов и творческих семинаров. Среди наиболее востребованных в последние годы студентами профильной менеджерской специализации – мобильные курсы “Управленческие кадры библиотеки”, “Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки”, “Информационное обеспечение управления библиотекой”, “Система “паблик рилейшнз” библиотеки”.

С целью учебно-методического оснащения самостоятельной работы студентов ведущими педагогами организационно-управленческих библиотековедческих дисциплин составлены детализированные программы основных учебных курсов, содержание тем в которых представлено опорными тезисами и обеспечено развернутыми рекомендательными списками литературы. Подготовлены комплексные дидактические пособия (например: “Библиотечный менеджмент”, “Правовое обеспечение работы современной российской библиотеки”, “Экономика библиотечно-информационной деятельности”). Они включают методические разработки в помощь самостоятельной познавательной деятельности студентов: изложение ключевого материала учебных курсов в виде опорных конспектов, детализированные планы семинарских занятий и описание практических заданий, актуальные ситуационные задачи и деловые игры (с комментариями к ним), адаптированные словари профильных терминов, справочные материалы (схемы, таблицы, алгоритмы, формулы, методики и др.), вопросы для самоконтроля и тесты для выборочного контроля знаний. Эти издания получили позитивную оценку студентов и коллег; аналогичные работы планируется написать и по другим орга-низационно-управленческим дисциплинам библиотековедческого цикла.

Многолетняя педагогическая практика свидетельствует о мощном влиянии самостоятельной работы на процесс сознательного освоения учебного материала, усвоения обучающимися необходимой суммы знаний, овладения исходными профессиональными умениями и навыками. Однако важно, чтобы объем внеаудиторной учебной деятельности студентов соответствовал структуре их реального свободного времени, задачам и целям конкретного учебного курса, а также его месту в системе профессиональных знаний.

Hosted by uCoz