Зайцева Т.В.

К ВОПРОСУ О РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОСНОВАХ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ФОНДОВ РЕДКИХ КНИГ

Активизация работы с книжными памятниками в России вызывает необходимость обобщения материалов, касающихся законодательной, нормативно-инструктивной базы создания и функционирования фондов редких книг. Накопление редких книг, создание специализированных фондов и возникновение вопросов о юридическом регулировании – все это способствовало расширению базы регламентирующих документов о статусе памятников отечественной книжности.

Закон СССР “Об охране и использовании памятников истории и культуры” вышедший в 1976 г. не переработан и продолжает действовать. В соответствии с его положениями среди памятников, отражающих материальную и духовную жизнь прошлых поколений, выделяются книжные памятники истории и культуры, которые входят в состав общесоюзного фонда редких книг и нуждаются в особой сохранности.Учитывая особенности книжного памятника, он может быть отнесен к нескольким разновидностям памятников (книги – памятники истории и полиграфического искусства, документальные памятники, книги изобразительные, вещевые и иные памятники, представляющие историческую, научную или иную культурную ценность).

Во второй половине 70-х гг. ХХ в. тенденция активизации целенаправленной работы с редкой книгой имела общемировой характер. Об этом свидетельствует работа двадцатой сессии ЮНЕСКО в Париже в 1978 г., на которой обра-щалось внимание на сохранность культурных ценностей, в частности “движимых культурных ценностей”. В начале 1979 г. вышел приказ Министерства культуры РСФСР № 145 “Об улучшении сохранности и использования книжных фондов, рукописных и архивных материалов библиотек и музеев РСФСР”, который предписывал выделение методических центров на местах. В приложении к этому приказу устанавливался типовой состав и структура фонда редких книг. В ноябре 1979 г. Совет Министров СССР принял специальное постановление о сохранности произведений искусства и предметов старины, представляющих художественную ценность. Данное постановление в полной мере относилось и к памятникам книжной культуры.

В конце 80-х гг. специалистами Научно-исследовательского отдела редких книг Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина была сформулирована задача создания общесоюзного фонда книжных памятников. Начинает формироваться специализированный банк данных о фонде книжных памятников России. Учитывая необходимость совершенствования работы с рукописными и старопечатными книгами, редкими и особо ценными изданиями в январе 1989 г. в Ленинграде на очередном заседании Всесоюзного библиотечного совета при Государственной межведомственной библиотечной комиссии (ГМБК) СССР рассматривалась роль библиотек в собирании, сохранении и использовании памятников отечественной культуры. Впервые в нашей стране было предпринято обсуждение этой проблемы на столь высоком уровне. Преследовалась цель обобщить итоги деятельности библиотек страны по собиранию, сохранению и использованию письменных и печатных памятников культуры народов СССР, рассмотреть проблемы обеспечения сохранности произведений печати в условиях формирования и использования единого библиотечного фонда, дать рекомендации по упорядочению, координации и совершенствованию этой работы.

Существенный вклад в решение вопросов работы с редкими книгами в своё время внесли такие документы, как “Положение об общесоюзном фонде книжных памятников истории и культуры” и “Принципы формирования общесоюзного фонда книжных памятников истории и культуры”, разработанные специалистами ГБЛ и обсужденные на пленуме Всесоюзного библиотечного совета (Ленинград, 1989 г.). Положения этих документов не потеряли актуальности и сегодня.

Деятельность современных фондов редких книг регламентируется рядом документов международного и федерального законодательства, законами субъектов федерации и другими подзаконными актами (инструкциями, положениями) и материалами рекомендательного характера, выпускаемыми методическими центрами.

В документах федерального уровня изложена государственная политика в области культуры в целом, определяются основные понятия, регламентируются сохранность и безопасность культурных ценностей и в то же время гарантируется доступность их для населения. В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации библиотеки относятся к тем социальным институтам, которые призваны обеспечить доступность культурных ценностей.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992) определяют культурное наследие народов России как материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, в том числе, памятники и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности России и всех ее народов и их вклада в мировую цивилизацию. Такие подзаконные акты как “Положение об охране и использовании книжных памятников истории и культуры” (1982), “Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации” (1992); Указ Президента РФ “Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ” (1992) и другие развивают и конкретизируют федеральное законодательство о культуре.

Правовые акты ведомственного характера, касающиеся непосредственно библиотечного дела, регламентируют деятельность по комплектованию, хранению и использованию редких книг в библиотеках всех систем и ведомств.

Закон “О библиотечном деле” (1994 г.) создал основу дальнейшего совершенствования правового поля отрасли. Это относится, в частности, к обеспечению сохранности книжных памятников, хранящихся в фондах библиотек. Закон оговаривает право объявлять памятниками “библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра” (ст. 16). Подзаконные акты субъектов федерации решают проблему местного обязательного экземпляра.

С 1993 г. в РГБ началась разработка программы “Память России”, которая по целям и форме соответствует международной программе ЮНЕСКО “Память мира” и является ее составной частью. Подобные программы были заявлены национальными библиотеками Японии, Австралии, Франции и США еще в начале 90-х гг. Их целью была попытка сделать доступными фонды крупнейших библиотек для всех желающих в любой точке мира при помощи электронных средств информации.

Особенно остро сегодня стоят проблемы сохранности фондов редких книг. Учет книжных памятников осуществляется в соответствии с законодательством РФ об охране и использовании памятников истории и культуры, нормативными документами о книжных памятниках РФ и “Инструкцией об учете библиотечного фонда”, вышедшей в 1998 г., которая достаточно подробно освещает особенности учета фонда книжных памятников. Особо ценные и редкие издания, отнесенные к книжным памятникам и архивные документы, находящиеся в фондах библиотек выделены как отдельные категории документов, которые подлежат особому (специализированному) государственному учету.

В мае 1998 г. на заседании Коллегии Министерства культуры РФ был поставлен вопрос о государственной политике сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны. Был разработан проект “Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации” и в июне 2000 г. одобрен межведомственным экспертным Советом по проблемам сохранения библиотечных фондов при Министерстве культуры РФ. Цель программы – сохранение в интересах настоящих и будущих поколений библиотечных фондов России, являющихся одной из важнейших составляющих духовного и материального богатства и информационного потенциала нации. Программа рассчитана на 10 лет и включает в себя семь подпрограмм, в числе которых: “Консервация и реставрация библиотечных фондов”, “Книжные памятники РФ” и др.В этом документе обобщены основные тенденции совершенствования работы с фондами сегодня и на его базе будет строиться политика сохранения культурного наследия по всей стране.

В 1999 г. Межведомственным экспертным советом по проблемам сохранения библиотечных фондов при Министерстве культуры РФ было принято “Положение о книжных памятниках РФ”, разработанное научно-исследовательским отделом редких книг РГБ. В нем выделяются основные виды и категории книжных памятников, устанавливаются общие принципы их идентификации, описания, учета, формирования фондов, организации хранения и защиты книжных памятников истории и культуры, а также их использования с целью введения в научный и культурный оборот. Кроме того, “Положение…” регламентирует кадровое обеспечение и управление системой фондов книжных памятников России.

Продолжается многолетнее сотрудничество между бывшими союзными республиками в области библиотечного дела, в частности, в плане создания регламентирующих документов. РГБ подготовлены рекомендательные документы, касающиеся книжных памятников, для проекта Модельного библиотечного кодекса для государств-участников СНГ.

Проведенный автором краткий обзор основных регламентирующих документов показывает наличие правового поля проблемы – “фонды редких книг как часть культурного достояния страны”. Для создания фондов редких книг достаточно законов, подзаконных актов и инструктивно-методических материалов, хотя еще есть перспективы совершенствования нормативного обеспечения работы с редкими книгами.

Hosted by uCoz