Герасимова Л.Н.

СОСТОЯНИЕ РЫНКА
ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ РОССИИ

Главными тенденциями развития рынка информационных продуктов и услуг (ИПУ) можно считать рост глобализации бизнеса и увеличение возможностей компьютерных технологий. Для рынка ИПУ как и для любого другого рынка одной из важнейших проблем выступает проблема реализации ИПУ конкретным выражением структуры рынка выступает цена на ИПУ. Данный рынок представляет собой слияние экономических организационных отношений по покупкам и продаже между поставщиками и потребителями и поэтому рынок ИПУ, как и любой и другой характеризуется определённой номенклатурой товаров, а также условиями и механизмом их предоставления.

По мере развития рынка ИПУ в России возрастает спрос на них. Сегодня можно говорить об увеличении спроса на качественную информацию. Несмотря на несовершенство многих организационно-правовых вопросов в России на рынке ИПУ складывается информационная система с классической иерархической структурой. На первом уровне находятся “производители”, а каждый следующий уровень обеспечивает доведение информации первого уровня до потребителя. Одним из важнейших звеньев этой иерархической структуры являются аналитические информационные фирмы, значение которых на рынке ИПУ в будущем будет постоянно возрастать. Современный рынок ИПУ России переживает период активизации интеграционных процессов в технологиях сбыта, накопления, распространения и продажи. Это вселяет уверенность, что будет выработана определённая система понятий, правил поведения на рынке принятая всеми участниками этого рынка, что позволит взаимодействовать на одном языке и эффективно формировать информационное пространство.

Необходимо отметить, что маркетинг позволил упорядочить связи на рынке ИПУ, поскольку вооружил производителей всесторонне развитым инструментом, позволившим скоординировать возможности информационных фирм с динамично меняющимися условиями внешней среды. В эпоху научно-технической революции, когда спрос на ИПУ характеризуется сложной, изменчивой структурой, маркетинг сделал процесс товародвижения на рынке ИПУ максимально управляемым.

Изучение информационных потребностей современного рынка ИПУ один из главных факторов информационного бизнеса. Конкуренция в борьбе за потребителя привела к финансовой интеграции участников маркетинга ИПУ. Как правило, маркетинг реализуется исходя из наличия двух категорий потребителей – потенциальных и постоянных. Уже сегодня можно говорить о том, что политика предоставления ИПУ и систем ценообразования многих российских информационных фирм свидетельствует о том, что они имеют определённую маркетинговую стратегию. Как известно, маркетинговая стратегия требует не только оценки покупательной способности, но и мер по превращению ее в эффективный спрос на определенные информационные продукты и услуги.

За последние годы была проделана большая работа по правовой регламентации отношений на рынке информационных продуктов и услуг.Сегодня в России существует два законотворческих подхода к регулированию этих отношений. Первый базируется на принятии законов, соответствующих общемировой практике, основанной на тех международных обязательствах, которые взяла на себя Россия. Он предусматривает чёткое разграничение частно-правовых и публично-правовых аспектов регулирования отношений, возникающих в связи с использованием информационных технологий. Второй подход предполагает, что информация превращается в особый объект имущественного права со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до наследования и включения имущества как объекта права собственности. Есть несколько сфер, где необходимость правовой регламентации отношений на рынке ИПУ стоит сегодня наиболее остро. К ним относится, в частности, сфера информационного обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Возможность бесконтрольного использования чиновниками социально и экономически значимой информации в личных интересах является одним из основных источников коррупции в сфере государственного управления. Путь к изменению ситуации лежит через “информационную прозрачность” властных структур и механизмов доступа общества к информации об их деятельности.

Hosted by uCoz