Абалимова Т.В., Водолазская А.Я.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ МЕНЕДЖЕР:
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Во всех работах по теории управления подчеркивается важность, актуальность и практическая значимость работы с кадрами. В первую очередь это относится к кадрам руководителей (менеджеров), так как к ним предъявляются требования высокого профессионализма и компетентности. В менеджере должны соединятся качества высококвалифицированного специалиста, обладающего технологическими и экономическими знаниями и организатора производства, выполняющего административные функции. В условиях перехода к рыночной экономике все большее значение приобретают самостоятельность, инициативность, предприимчивость, готовность к разумному риску.

Требования довольно высокие и естественно встает вопрос, насколько сегодня руководящие кадры библиотек подготовлены к выполнению своей миссии? Вопрос не праздный, постольку поскольку контингент менеджеров библиотек неоднороден ни по профессиональному, ни по возрастному цензу, ни по приспособленности к современным социальным, политическим и экономическим условиям.

Определенная часть руководящих кадров прошла обучение через менеджерскую подготовку в вузах, однако она насчитывает не более 15 лет, а разработка системной концепции базовой управленческой подготовки студентов не завершена и по сей день. Значительная часть современных менеджеров приобрела необходимые юридические, финансовые и хозяйственно-административные знания или самостоятельным путем, или через систему дополнительного образования и повышения квалификации.

Сегодня со значительной долей уверенности можно утверждать, руководящие кадры остро нуждаются в получении дополнительных теоретических знаний и практических навыков, отвечающим требованиям времени.

Выводы подтверждены опросом руководителей разных структурных подразделений ЦБС г. Казани, встречами с руководителями библиотек в Мари Эл и Удмуртии.

Интересно, что еще на заре перестройки в 1985 г. были выявлены мнения слушателей курсов повышения квалификации руководящих работников библиотек и ЦБС о необходимых им знаниях.Анкетирование 102 директоров библиотек разных систем и ведомств и ЦБС дало такие результаты: 83 из 102 опрошенных отметили необходимость экономических знаний и овладения экономическими методами управления, 41 – подчеркнули важность овладения социально-педагогическими и социально-психологическими методами, 26 – правовыми. Признавая приоритеты указанных направлений, руководители XXI в. на первые места ставят: правовую подготовку, психо-логические основы управления коллективом, самоменеджмент и получение практических навыков в составлении бизнес-планов, проспектов, грантоискательстве.

Изменение в приоритетах очевидно обусловлено тем, что сегодня никакая хозяйственная деятельность невозможна без обоснованной правовой базы, а в условиях падения престижа библиотечной профессии, низкой оплачиваемости труда, старения основного костяка штата нужно владеть психологией делового преуспевания.

Вместе с тем неоднородность состава руководителей определяет и разброс в признании необходимости тех или иных знаний.

Начинающие руководители заинтересованы в приобретении практических навыков реализации основных управленческих функций.

Найти подходы к обучению разнородных кадров, которые служили бы гарантом успешной деятельности руководителя, весьма сложно, содержание таких программ, которые основываются на профессионально-квалифицированных моделях по отдельным категориям должностей и учета особенностей контингента обучающихся, специфики их работы и перспектив карьеры практически нет.

Представляет интерес также вопрос о структуре тематических планов. Современный подход настоятельно требует их модульного построения, в случае нужды она ориентируется на фактический уровень знаний и специфику опыта определенной группы слушателей, кроме того, обучение может производиться по индивидуальным программам, согласованным с запросами и интересами индивидуума. Претворить в жизнь перечисленные требования могут лишь крупные учебные заведения типа Региональных центров или Центров дополнительного образования и повышения квалификации.

Реализовать дифференцированный подход и им не просто сложно, а архисложно, так как несмотря на согласованные условия формирования групп приезжают те, кого нашли возможным направить на обучение. Дальнейшая дифференциация внутри групп диктует разделение на подгруппы и ориентирует на мелкогрупповые формы обучения. Подобный подход призван обеспечить также каждого обучающегося тщательно подобранным комплектом учебных пособий на современных информационных носителях. Наряду с такими комплексами применяются активные формы обучения ролевые игры, дискуссии, разбор инцидентов, анализ ситуаций и т.д.

Оправдали себя и деловые игры: беседа с кандидатом, убеждающее выступление, шантаж и др.

Проверить свою подготовленность к разрешению тех или иных ситуаций и оценить себя помогают тесты типа: каким вы видите себя, ваши способности к саморазвитию, как вы ведете переговоры, ваш стиль и способности к общению и др.

Не менее важной проблемой является подготовленность преподавательских кадров для обучения руководящих кадров. Естественно, что они должны знать больше своих учеников, поэтому такие преподаватели штучный товар, это личности обладающие суммой теоретических и практических знаний и навыков. Оплачивать их труд одной организации проблематично, нужны объединенные усилия.

Однако как ни сложны проблемы, их необходимо решать и успех дела зависит как от заинтересованности в совершенствовании мастерства менеджеров, так и от усилий организаций отвечающих за их обучение и повышение квалификации.

Hosted by uCoz