Баранова О.А.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ООН: “МИРОВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО”

Первая сессия форума состоялась в декабре 2003 г. в Женеве, вторая продолжит работу в Тунисе в 2005 г.

Форум сопровождался огромной выставкой, на которой были представлены последние, суперсовременные технологические записи, обработки и хранения информации, видеоносители, аудиозаписывающие устройства. Естественно, свои технологические возможности демонстрировали развитые страны Европы, Америки, Азии.

Слаборазвитые страны на выставке представляли проекты. Было очевидно, насколько плачевно состояние в этих странах мобильной связи и информационных технологий.

Россия на форуме демонстрировала мобильный госпиталь на базе тягача-КАМАЗа, который был оснащен спутниковой связью и оснащенной суперсовременными компьютерами, дающими возможность всего нескольким специалистам, оказавшимся в месте очагов массовых заболеваний, способных оказывать квалифицированную, моментальную помощь от постановки диагноза до возможности предложить лечение на месте. Поэтому не случайно, российский стенд посетили многие именитые особы государств, заинтересованных в такой технике: от шейхов Саудовской Аравии до представителей африканских государств.

Технические возможности представленной амбулатории – это, прежде всего возможность связи с информационными источниками накопленных знаний человечества. Таким местом сосредоточения информационного знания являлась библиотека, которая характеризовалась книгой, как основным информационным носителем. Сегодня же эти знания перенесены и хранятся в цифровом виде на электронных носителях. Поэтому то, что раньше требовало огромных зданий с бесконечными книгохранилищами, сегодня уходит в прошлое. Накопленное за века человеческое наследие открытий, поисков, размышлений хранится и записано на информационных носителях, доступ к которым осуществляется через компьютерную связь. Сегодня человек с ноутбуком и мобильным телефоном – это человек с неограниченными возможностями.

Первостепенная задача любого государства – развитие компьютерных технологий, мобильных систем связи и покупка программ, составляющих интеллектуальную собственность развитых стран, которые для развивающихся стран баснословно дороги.

Президент Азербайджана даже предложил создать всемирный фонд поддержки слаборазвитых стран, развития их информационных технологий, в которые богатые страны перечисляли бы финансовые средства на закупку технологического оборудования, информационных носителей и в особенности, компьютерных программ, дающих доступ к информационному богатству человечества. Этот фонд помог бы сформировать суперсовременные библиотеки человеческой памяти, которые являются единственным условием, дающим возможность причислить себя к информационному сообществу.

Сегодня производительность труда, которая определяет качество и возможность любого государства, увеличение национального богатства и раскрытие национального потенциала напрямую связано с доступом и обладанием информацией современных библиотек.

Одной из необходимых составляющих являются образовательные школы, дающие навыки обработки и использования информационных технологий. Поэтому на информационном форуме ООН особенно широко были представлены образовательные проекты. Со стороны слаборазвитых стран были разработаны национальные программы, в которых было отмечено, в чем они особенно нуждаются.

И если сегодня говорить о равенстве и справедливости, эти понятия переместились из области “сколько у людей холодильников, телевизоров и автомобилей” в сектор “сколько на душу населения компьютеров и телефонов мобильной связи, не говоря уже об обычных телефонах”. Составленные красочные проекты, диаграммы, таблицы, красноречиво свидетельствуют о чудовищном разрыве в потенциальных возможностях, которые обеспечивают блага информационного общества.

Глав слаборазвитых стран особенно возмущало ценообразование компьютерных программ. Понимая, что это национальное интеллектуальное богатство развитых стран, они говорили о том, что фактически из бюджета бедных сегодня будет оплачиваться дальнейшее умножение успеха и богатства тех стран, которые заняли ведущие позиции в электронной промышленности.

Не случайно одним из спонсоров проведения данного форума наряду с ООН выступили международные электронные корпорации.

В свете всего вышесказанного приходит понимание, что сегодня современная библиотека, которая является научным и духовным потенциалом человечества, предстает перед нами уже не в виде бесконечных книжных рядов, а более компактно, универсально, виртуальным диском, который стал символом цивилизации XXI в. Отсюда возникают совершенно новые проблемы: как строить образование, как обучать компьютерному языку, как технически оснастить процесс образования. Эти новые проблемы сняли огромное количество других проблем: строительство помещений для школ, библиотек, так как возможности дистанционного образования дают возможность обучения человека, находящегося в любой точке планеты. И вот эта уникальная возможность в получении образования, новейшие достижения человеческого прогресса вызвали к жизни совершенно новые финансовые затраты, но уже не на стационарное оборудование, а на технологическое оснащение. Компьютер в доме – это ключ к свету знания, всемирная паутина Интернет – материализованное информационное поле, дающее доступ связаться каждому с каждым. Современная библиотека – это и есть не что иное как Интернет, с его бескрайними, поистине фантастическими воз-можностями. Знания, будучи виртуальными, ранее запечатленные на шумерских глиняных табличках в виде клинописи; записанные на древнеегипетских пергаменах или бересте, а в дальнейшем на бумажных носителях, перешли в иную – виртуальную плоскость. Рядом с человеком появился технологический мозг, хранящий в себе память и имеющий доступ к всемирному мозгу, к всемирной библиотеке, что и характеризует Интернет – главное богатство развитых государств.

Все вышесказанное заставляет пересмотреть вопросы, связанные с понятиями современной библиотеки и доступа к ней.

Hosted by uCoz