Алешин Л.И.,
Гузев О.Ю., Гузев Ю.С.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ
ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

В современном обществе человек должен обладать разносторонними знаниями, уметь находить в разнообразных источниках информации сведения, используемые им для решения различных проблем, а также владеть навыками отбора, переработки и хранения данных. Для реализации этого условия, необходимого для выживания, развития, самосовершенствования, благополучия, любой индивид использует данные компоненты в различных пропорциях, собирая, генерируя, формируя и храня данные, составляющие необходимую ему информацию.

Информатизация связана с включением в информационные процессы больших масс людей. Любой человек, начинающий какую-либо активную деятельность, вынужден осваивать и практически поддерживать на высоком уровне свои знания и умения, в том числе в сфере информационных процессов, иначе он станет не конкурентоспособным на современном рынке труда. Данное положение вполне осознанно обществом и многими его членами. Свидетельством тому, с одной стороны, – широко распространённое изучение теоретических и практических основ информатики, информационных технологий в школах, вузах и других учебных заведениях. С другой стороны, наблюдается массовое стремление социума осваивать информационные технологии, готовность многих людей платить за получение знаний, умений и навыков в области новых информационных технологий (НИТ).

Информатизация общества не может осуществляться без информатизации отдельных личностей. Это естественный и многоаспектный процесс. Мы полагаем, что информатизация личности должна быть, в первую очередь, нацелена на формирование у каждого члена социума устойчивых представлений о возможностях применения различных средств и технологий, с целью их совершенствования и создания на этой основе совершенно новых систем. Чем большая часть социума будет вовлечена в данный процесс, тем более значимых успехов достигнет государство в любых областях и сферах своей деятельности.

Практически каждый индивид имеет реальную возможность не только получать необходимую ему информацию по любому вопросу из любой точки планеты, но и свободно включать собственную информацию в массив мировых информационных ресурсов. Последний фактор является феноменом эпохи информатизации, значительно изменившим способы и методы социального общения людей, находящихся в любых точках нашей планеты.Этому способствуют социально-демократические трансформации общества и возможности Интернета, обладающего гигантским количеством баз данных и сайтов. Последних ныне насчитывается более 50 млн.

Индивидуумы формируют личностное информационное пространство, составляющее их интеллектуальный информационный массив или ресурс. Многие отечественные специалисты подтверждают актуальность обращения к личным информационным ресурсам.

Реализация решений, связанных с формированием информационных ресурсов для личности и самой личностью, требует, в частности, развития непрерывного образования. Считается, что для этого необходимо адаптировать специалистов, владеющих определенными технологиями, научить их распоряжаться своими знаниями в условиях НТП, использовать эти знания при решении профессиональных задач.

Важно отметить, что личность, начиная свою активную деятельность в обществе в любой сфере и на любом уровне, вступает в активные отношения с реалиями современных информационных процессов поиска, обработки, порождения и использования информации. В них используются компьютеры и внешние устройства к ним, телекоммуникации и другие системы, а также информационные ресурсы, размещённые в разнообразных базах и банках данных и представляющие значительный интерес для массового пользователя.

Если компоненты, составляющие информационные ресурсы, выступают в информационном процессе в качестве переменной составляющей, то программно-технические и технологические средства с некоторой степенью условности можно отнести к постоянным или мало переменным элементам. При этом наибольший интерес для пользователей, особенно в определенных предметных областях, представляет именно содержание материалов (контент).

Информация, поступающая в распоряжение человека, представляет собой в абсолютном большинстве случаев подборку документов. В ней интересующие индивидуума сведения представляются с весьма неопределенной релевантностью, вероятностью полноты и точности, а также ощутимой дублетностью.

В условиях достаточного времени их обработка обычно осуществляется традиционными методами. Известно, что актуальной в современном мире является скорость принятия решений, которая зависит не только от темпов развития творческой мысли лиц, принимающих решения.Она всё в большей мере замедляется из-за неупорядоченности и неструктурированности исходной информации, что обусловлено отсутствием унифицированной системы представления содержания текстов документов. Академик Н. Моисеев отмечает, что избыток и неструктурированность информации порождает хаос, который является эквивалентом невежества и способствует потере видения истинных ценностей.

В любой, даже узкоспециальной предметной, области существуют такие значительные массивы данных, которые не в состоянии обработать ни один специалист. В некоторой степени решить подобную проблему позволяет технология сжатия данных. При этом процесс преобразования информации из документной в форму сжатых, систематизированных фактов остаётся уделом естественного интеллекта далеко не всякого индивидуума.

Для решения обозначенной проблемы на протяжении десятилетий разрабатываются программно-технические средства и технологии. Технология добычи текстовых данных (text mining) предоставляет пользователям возможность анализировать большие коллекции информации в поисках тенденций, шаблонов и взаимосвязей, способных помочь в принятии стратегических решений.

Для освоения и успешного её применения, некоторые специалисты предлагают “выработать навыки самостоятельного поиска информации и её аналитического осмысления с целью получения новых знаний”.Затем при решении конкретной профессиональной задачи, – осуществлять “моделирование логической цепочки размышлений и действий специалиста”, а деятельность по представлению и извлечению знаний связывать с формированием и развитием у индивидуумов умения осуществлять информационную деятельность по сбору, обработке, продуцированию, транслированию, архивированию информации. При этом специалисты считают, что в данном случае “речь идёт о формировании культуры мышления человека, который умеет решать не просто типовые задачи, а задачи с избыточными данными, с недостаточными данными, с минимальными данными”.

Ныне в ходе процесса принятия решения (ППР) потребности ЛПР требуют более качественных информационных услуг. В массовом характере на всех этапах информационного процесса целесообразно использовать структуру отображения содержания текстов, что актуально при формировании решений, подготовке личной информации для размещения её на сайтах в Интернете и т.д.

Отметим, что точность подачи своей мысли не только способствует индивиду устанавливать контакты с потенциальными пользователями, но экономит ресурсы авторов и пользователей.Однако методы сжатия текстовой информации (выделение наиболее важных фрагментов с соответствующей систематизацией их) пока не имеют простой и понятной технологии. В результате наблюдается искажение информации и существует значительная доля риска принятия неверного решения.

Между тем в 80-е гг. XX в. специалистами Всесоюзного института межотраслевой информации (ВИМИ) была разработана технология преобразования сведений, получившая название “метод объектно-документального анализа” (Т-МОДА). Его сущность сводится к тому, что использование метода позволяет индивидуумам видеть текст через его структуру, выделять главные, второстепенные его составляющие и связи между ними (НОПС), находить в них новизну, предлагаемую автором текста и др.

Аббревиатура “НОПС” означает метод переработки любого текста в специальную иерархическую структуру, основой (ядром) которой является объект (“О”), определённым образом связанный (“С”) с надобъектами (“Н”) и подобъектами (“П”). При этом объект, как правило, один, а над- (“Н”) и подобъектов (“П”) может быть некоторое множество. НОПС-структура позволяет: оптимизировать процесс мышления в ходе ППР, создать чёткую информационную технологию сопряжения естественного интеллекта с компьютерным на всех этапах информационного процесса, способствует формированию структурированных информационных ресурсов на базе интеллектуальных резервов индивидуумов и общества.

Эта технология ориентирована на людей, желающих эффективно работать, используя современные информационные процессы. Она приносит значимый положительный эффект, особенно на личном уровне, позволяет развивать интеллект, создавать и сохранять личностные информационные ресурсы, повышающие качество личной работы, принятия любых решений и др. Возможности Т-МОДА отвечают объективным потребностям пользователей Интернета, о чём, например, свидетельствует анализ материалов конференции “Интернет. Общество. Личность (ИОЛ-99)”, проходившей с первого по пятое февраля 1999 г. в Санкт-Петербурге. Почти в трети из 330 докладов прозвучали претензии авторов к структуре существующей информации и высказывались предложения по её типизации. Нам известны и другие, аналогичные, высказывания как отечественных, так и зарубежных специалистов. В связи с этим предлагается создать рекомендательный стандарт (подобно ISO), определяющий метод формирования типовой структуры текста, например, на основе использования метода НОПС.

В 90-е гг. XX в. Институт повышения квалификации информационных работников (ИПКИР) интенсивно вёл обучение информационных работников методам использования данной технологии, способствующей нахождению наиболее релевантных и пертинентных данных, помогающей подготавливать варианты решений, адекватные динамическим проблемным ситуациям и т.д. Она нашла применение в различных сферах информационной деятельности социума.

Данная технология позволяет трансформировать и одновременно оптимизировать мышление современного специалиста, формируя у него соответствующие навыки. При этом обеспечивается прямая непосредственная связь естественного интеллекта аналитика и ЛПР, поскольку формат НОПС присутствует в подсознании любого человека, т.е. выработан человечеством в процессе своего исторического развития. Главная задача обучения этой технологии – внедрение в сознание обучаемых данного метода с тем, чтобы у людей, освоивших названную технологию, НОПС-анализ всегда начинался с первого контакта с текстом.

В целях развития интеллектуальных резервов индивидуумов и общества, раскрытия возможностей данной технологии авторы предполагают выставить информацию о Т-МОДА на сайте (http://it-moda.az.ru/).Заинтересованные лица и организации смогут освоить этот метод, получить практические навыки преобразования контента и консультации.

Hosted by uCoz