Кулагин М.Г.

КОРПОРАТИВНАЯ КАТАЛОГИЗАЦИЯ И
ПРОГРАММА ЮНЕСКО “ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВСЕХ”

В программе ЮНЕСКО “Информация для всех” отмечается, что “информация и знания представляют собой огромное общечеловеческое завоевание”. Чтобы содействовать равноправному доступу к информации максимально возможного числа людей, программа предлагает, в частности, “расширять сферу деятельности существующих профессиональных и институциональных инфраструктур, таких, как библиотеки, архивы, общественные центры и т.д.”. Успешное достижение этой цели возможно только при внедрении в библиотечную практику новых методов работы с использованием информационных технологий, среди которых одно из важнейших мест занимает корпоративная каталогизация. Напомним, что корпоративная каталогизация – это процесс создания каталогизационных описаний новых документов усилиями нескольких коллективов.

Библиотеки сумели очень быстро внедрить компьютерные технологии в свои информационные системы. Со времени введения в середине 60-х гг. формата MARC, сделавшего возможным каталогизацию с использованием компьютеров, многие страны перешли на национальные версии этого формата. Почти все библиотеки в развитых странах используют для проведения каталогизации компьютерные информационные системы, оснащенные специальным программным обеспечением. Благодаря компьютеризации система онлайновых каталогов открытого доступа (OPAC) уверенно вытесняет систему карточных каталогов. В середине 90-х гг. с развитием Интернета, а в последнее время и интрасетей, появилась тенденция замены каталогов на компакт-дисках на прямой доступ через указанные системы к постоянно обновляемым файлам с библиографическими описаниями документов.

Принятие достаточно совместимых форматов и правил каталогизации дает возможность обеспечить взаимосвязь каталогов через библиотечный протокол Z39.50, утвержденный в качестве стандарта Международной организацией по стандартизации (ISO). Этот протокол устанавливает стандарт для связи между информационными системами с различным программным обеспечением и управляет диалогом между запрашивающим компьютером (клиентом) и отвечающим компьютером (сервером).Для такого диалога требуется, помимо всего прочего, наличие индексированных полей, которые должны быть определены одинаково в каждой системе. При выполнении этого условия читатель любой библиотеки может искать нужные ему информационные ресурсы в каталогах, работающих по указанному протоколу, пользуясь знакомой ему процедурой поиска точно так же, как и в локальном каталоге своей библиотеки.

Однако в условиях России серьезными препятствиями для поиска необходимых пользователю информационных ресурсов являются нестандартизованность, неполнота, а часто и недостоверность имеющихся сведений об отечественных информационных ресурсах. Данные разовых обследований информационных ресурсов в той или иной области, даже если и дают возможность локального анализа состояния и тенденций информационной деятельности, достаточно быстро устаревают. Постоянная актуализация данных об информационных ресурсах и достаточно частое проведение обширных обследований весьма трудоемки и являются затруднительными для отдельных (даже крупных) организаций, пытающихся заниматься мониторингом информационных ресурсов.

Различия в принципах, структуре, составе описания ресурсов и используемой терминологии приводят к несопоставимости данных, появляющихся в различных источниках. Поиск необходимых пользователю информационных ресурсов затрудняется также применением несовпадающих и не всегда хорошо продуманных подходов к классификации и группировке информационных ресурсов. Заметим, что корпоративная каталогизация, основанная на единых принципах, будет способствовать хотя бы частичному решению этой проблемы.

Особенно наглядно эта проблема проявляется в Интернете. Почти каждый поисковый сайт предлагает свою, не совпадающую с какой-либо другой систему каталогизации информационных ресурсов, на которые даются ссылки. Проблема классификации и описания Интернет-ресурсов достаточно остро стоит во всем мире, но в России она усугубляется тем, что здесь пока не возникли достаточно крупные группы информационных организаций, активно проводящие единую политику в области классификации и массовой каталогизации информационных ресурсов. К сожалению, большая часть библиотек, даже крупных, также не проявляет заметной активности в этом направлении.

Но все же стоит отметить, что в настоящее время обращают на себя внимание работы Российской государственной библиотеки (РГБ) по описанию и каталогизации Интернет-ресурсов на основе так называемого Дублинского ядра метаданных (Dublin Core). Представляются перспективными намерения ряда организаций использовать в этих целях опыт и разработки проекта GILS (Global Information Locator Service), первоначально разрабатывавшегося в США, а сейчас охватившего организации довольно многих стран (прежде всего, в сфере правительственной информации). При осуществлении этого и других проектов в данной области неоценимую помощь могут оказать те решения, которые были разработаны и использованы в ходе реализации имеющихся систем корпоративной каталогизации.

По-видимому, решение этих вопросов лежит в практической сфере и будет связано с формированием в основных тематических областях российской части сети Интернет крупных порталов, дающих пользователю возможности доступа к важнейшим информационным ресурсам. Классификации и каталоги информационных ресурсов, на которые будут опираться наиболее успешные (с точки зрения пользователей) порталы, и станут де-факто основными средствами такого рода в стране. Жесткое регулирование методов и средств классификации и каталогизации информационных ресурсов в настоящее время не представляется возможным. Но очевидно, что эффективные классификационные средства должны обеспечивать возможности взаимодействия с основными зарубежными системами поиска информационных ресурсов и опираться на имеющийся у основной массы пользователей опыт поиска информации в библиотечных каталогах. В любом случае необходима внятная и согласованная политика государственных информационных организаций, в том числе и библиотек, в Интернете в отношении каталогизации информационных ресурсов.

Основным направлением технологического развития российских информационных ресурсов стал интенсивный процесс их размещения в Интернете. Расширяется использование Интернет-технологий информационными центрами и библиотеками для обслуживания потребителей информации. Наблюдается тенденция к постепенной конвергенции и трансформации функций информационных центров и библиотек с целью оказания эффективной помощи любым пользователям по поиску необходимых им сведений в складывающемся мировом информационном пространстве. Все это открывает новые перспективные пути повышения эффективности использования накапливаемых информационных ресурсов для удовлетворения информационных потребностей граждан, информационного обеспечения социальной и экономической сферы и процессов государственного управления.

Представляется, что именно крупным библиотекам, наряду с другими организациями, стоит взять на себя миссию описания и каталогизации наиболее существенных информационных ресурсов в сети Интернет. Это связано как с тем, что, как правило, именно библиотеки обладают наиболее квалифицированными специалистами в области каталогизации, так и с тем, что другие организации не стремятся взять на себя эту функцию. Учитывая тот факт, что в основном библиотеки по-прежнему остаются бесплатными и общедоступными учреждениями, такой шаг в полной мере будет соответствовать записанному в программе “Информация для всех” положению о необходимости “обеспечения равного доступа к информации для экономически несостоятельных пользователей”.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В 2001 г. в рамках Федеральной целевой программы “Культура России (2001–2005 годы)” была создана пилотная версия Интернет-портала “Библиотеки России”. Среди разделов этого портала важное место занимает раздел “Информационные ресурсы”, где представлены аннотированные сайты библиотек России и других организаций, открытые электронные каталоги, программы и проекты, профессиональные сайты. Успеху портала содействует удачное сочетание информации как для профессионалов, так и для обычных пользователей. Одна из основных задач, решение которой должно стать одним из наиболее значимых пунктов в реализации данного проекта – развитие информационной деятельности библиотек и популяризация этой деятельности.

Одна из основных целей программы “Информация для всех” – “поощрение и расширение доступа к информации с помощью ее организации”. Создание и поддержка библиотеками информационных порталов помогает быстрее достичь этой цели. Как правило, на подобных порталах пользователей больше всего интересуют сводные электронные каталоги, с помощью которых можно быстро найти информацию по интересующей пользователя тематике. При этом у пользователя отсутствует необходимость физически посещать сразу несколько библиотек. Наиболее оптимальным способом создать и поддерживать такие каталоги является корпоративная каталогизация.

Hosted by uCoz