Гончарова В.В.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МИРОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
РЕСУРСОВ В ОБЛАСТИ ЛИНГВИСТИКИ

Свои собственные информационные ресурсы наука о языке формировала постепенно, более трех тысячелетий накапливая и обобщая опыт изучения лингвистических явлений. В течение этого времени языкознание переживало периоды бурного, дискуссионного развития и относительно спокойные времена. Языковедческие открытия одновременно совершались в разных центрах земной цивилизации. Мировой документальный поток до сих пор не раскрывает всех тайн происхождения языка. Специалисты – филологи, историки, библиографы и науковеды, нередко осуществляют поиск языковедческих исследований прошлых столетий, реконструируя на их основе важнейшие события в жизни народов. Для такого поиска необходимо ориентироваться не только в современных ресурсах, но и знать информационные источники далекой ретроспективы, сохраняющие источниковедческое или общекультурное значение.

В развитии мировых информационных ресурсов в области лингвистики можно выделить четыре основных исторических этапа их формирования. Первый этап – раннесловарный, в котором складывались различные прототипы словарей. Хронологические границы его для центров древней цивилизации охватывают обширнейший период времени: XXV в. до н. э. (Шумеры) – V в. до н. э. (Древняя Греция).

Второй этап – организационный – распространяется на средневековую культуру, когда базовая лингвистическая информация накапливалась различными духовными и светскими учреждениями – библиотеками, монастырями, университетами. В рамках кумулятивного этапа выделяются три периода: Александрийский, университетский, переводческий. Последний из них соответствует ведущей тенденции развития мирового языкознания в XVI–XVIII вв.

Промежуточный – собирательный или источниковедческий этап датируется первой половиной XIX в. и связан с появлением первых документов библиографического характера, отражающих ярко выраженный интерес к источниковедению и сравнительному языкознанию. Политематический этап характеризуется экстенсивным развитием – бесконечным дроблением общего и частного языкознания, появлением новых школ в лингвистике, тематической дифференциацией документального потока науки о языке.

Специфической чертой начальных этапов формирования информационных ресурсов лингвистики в разных регионах мира является тесная связь с развитием национального разговорного и литературного языка, возникновением средств его письменной фиксации. Все основные этапы знаменуют становление определенных разновидностей источников информации и отчетливо прослеживаются для отечественного языкознания. Накопленные информационные ресурсы лингвистики фиксируются текущими и ретроспективными библиографическими пособиями.

Современный этап развития мировых информационных ресурсов – междисциплинарный или комбинаторный, начинается в середине ХХ в., благодаря возникновению машиночитаемых лингвистических ресурсов, их активному использованию и развитию во всех областях знания.

Hosted by uCoz