Тушевский А.М.

СТИЛЬ ДОКУМЕНТА
КАК НОСИТЕЛЬ ИМИДЖЕВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Стиль документа как культурологическая составляющая в качестве аспектного объекта исследования позволяет обратиться к лингвистической основе документа в контексте культуры естественного языка и социальных интерпретаций смысла адресатом в системе ценностных отношений.

Данное направление представляется актуальным для поиска точек пересечения пока еще изолированных друг от друга отраслевых сфер научного познания: документоведения и имиджелогии. Существующая практика современного делопроизводства свидетельствует о намечающейся тенденции формирования отдельного потока документов, решающих конкретные имиджевые задачи.

Новое русло документного потока наполнено документами, в совокупности ломающими дробные классификационные схемы документного массива и, соответственно, требует научного осмысления.

Конструктивное объединение философских, культурологических, методологических основ документоведения и имиджелогии способно устранить концептуальные несоответствия прикладных практических полей использования обществом документной среды.

Методологическим основанием этой работы является концепция общественного интеллекта. Информация, заключенная в документе, дает возможность каждому респонденту превратить ее в знание, причем в знание конкретное, специфическое, отличное от знаний других личностей.Вместе с тем документ должен быть истолкован однозначно, ведь именно требование моносемичности лежит в основе оформления документов.Совокупность знаний и представляет общественный интеллект.

Ценность смысловой нагрузки документа определяется ценностью самого документа. Известно между тем, что любые ценностно-ориентированные отношения определяются системой иерархий, сознательным позиционированием статуса документа.

Имиджевые характеристики документа имеют историческую протяженность. Известные вспомогательные исторические дисциплины, такие как палеография, хронология, ономастика, сфрагистика, историческая топонимика и геральдика, имеют прямое отношение к ценностной компоненте документа.Более того, они имеют общую методологическую основу, которая состоит в том, что каждая из них сопоставляет результаты собственных методов анализа с научными наблюдениями смежных дисциплин. И еще: каждая из них развивается во взаимодействии с другими.

Для исследования стилеобразующей доминанты документа представляют интерес частные методики. Их значение для определения общего стиля документа, не вступающего в конфликт с существующими нормативами оформления в системе делопроизводства, а также усиливающего основное семантическое наполнение фиксированного сообщения, представляется актуальным аспектом научного исследования в области документоведения.

Особенности письма, полиграфического исполнения, знаковая форма представления документа, почерковые особенности, формат, орудия письма и многие другие внешние признаки документа изучаются с помощью методик, разработанных специальной вспомогательной исторической дисциплиной – палеографией.

Культура датировки документов характеризует палеографическую имиджевую характеристику документа. Смысловая нагрузка документа зачастую определяется оперативностью передачи информации, своевременностью обращения, строгим контролем за сроками исполнения приказов, распоряжений, распорядительных документов в целом. Документы, содержащие рекомендации, показывают временную перспективу их применения с учетом конкретных условий их создания.

Семантическая обусловленность датировки документов позволяет говорить о важности палеографических характеристик имиджа документа, об их социальном статусе в документообороте. Понятия “документные потоки” и “документооборот” основаны на хронологическом векторе документа, проявлением которого в самом документе является датировка.

Наличие в документе данных об организации также является имиджевой характеристикой.

Графика буквенного исполнения документа дает представление о специфике работы государственных учреждений, водяные знаки свидетельствуют о значимости документа для социальной среды, указывают на уровень технологической оснащенности линий документооборота.

Совокупность палеографических имиджевых признаков документов характеризует в целом этапы исторического развития общества.

Самостоятельными признаками имиджа документа являются элементы сфрагистики. Печати служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата, об истории государственных институтов.

В настоящее время развитие графических решений печатей государственных учреждений, фирм и предприятий дает новые основания для широкого использования методов сфрагистики применительно к изучению имиджевых характеристик современных документных актов. Примечательно, что в настоящее время используются не только прикладные, но и вислые печати в целях акцентирования значимости документа.

Символическое значение печати на документе – удостоверение подлинности документа. Культура маркировки вещной среды через совокупность документов обусловливает образование междисциплинарной сферы, в целом подчеркивающей значение документоведения в общем культурологическом процессе.

В современный период документоведение актуализирует статусное значение печати на документе, фиксирует юридические аспекты бытования документа, реализует идею стратификации государственного и коммерческого делопроизводства.

Геральдические элементы документов также являются имиджевыми характеристиками и выполняют стилеобразующую функцию наряду с названными выше. Основной задачей геральдики является атрибуция гербов. Определение принадлежности – одна из имиджевых характеристик современного документа. Представляется уместным отметить, что герб рассматривается геральдикой как символический знак отличия отдельных лиц, фамилий, родов, династий, государств, учреждений и т.д. Без геральдики в историю книжной культуры не пришел бы экслибрис. Геральдическая маркировка документов – зона внимания как государственных служб, так и предмет имиджевой гордости фирм (особенно с ракурсе исторического концепта), богатых и славных историей семейного бизнеса, ремесла, искусства и т.п.

Широкое распространение получили в последнее время государственные, областные, городские гербовые до-кументы. Усиление атрибутивности документооборота заслуживает внимания ученых-документоведов.

Очевидное развитие получают в последнее время генеалогические документы. Можно назвать табели о рангах, сборники биографий лучших людей организаций, информационные материалы о лучших выпускниках высших учебных заведений и пр.

Данная группа документов от генеалогии эволюционно пришла к созданию документов социального этикета. Например, книги памяти, тематические сборники о ветеранах, информационные списки социально незащищенных групп населения, инвалидов, льготников. Отражая социальные отношения в обществе, документы, входящие в систему социального этикета, маркируются специфическими имиджевыми пометами: званиями, чинами, титулами, знаками различия, указаниями на наличие наград, прав на преимущественные льготные социальные выгоды.

Особое значение для современного документного массива имеет ономастический подход к извлечению смысла из документа. Например, указание на то, что документ поступил к адресату из налоговой инспекции, явственно повышает внимание потребителя информации, заключенной в документе. Гриф канцелярии Московской областной Думы скажет о многом адресату, обращавшемуся с ходатайством в данную организацию. Наименование высшего учебного заведения на дипломе имеет принципиальное значение для кадровых служб или бюро по найму.

Стратификационные элементы, проявляющиеся в ономастических признаках – имиджевая характеристика документа.

Все перечисленные имиджевые характеристики распределяются в позиционных структурных составляющих документа – реквизитах: адресной части, обращении, наименовании организации, резолюциях, печати и т.д.

Универсальность документа обусловлена, таким образом, спецификациями его имиджа. В этом видится поле для интегрирования прикладных исследований в области имиджелогии в общую концепцию документоведения.

Hosted by uCoz