Рыбальский Н.Г., Снакин В.В.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРИРОДНО-РЕСУРСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В РОССИИ

Под экологической информацией обычно подразумевают любую информацию о состоянии вод, воздуха, почвы, фауны, флоры, природных зон, о деятельности или мерах, могущих оказывать воздействие на них, включая их охрану, административные меры и программы рационального природопользования. Орхусская конвенция (Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе правосудия по вопросам, касающимся окружающей среды) дает следующую формулировку: “Экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о: а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами; b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум, излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте “а”, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды; с) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте “b””. Орхусская конвенция вступила в силу в ноябре 2001 г., однако такие крупные страны как Россия и США конвенцию пока не ратифицировали.

Согласно упомянутой конвенции и законодательству России, любому физическому или юридическому лицу должен быть обеспечен свободный доступ к экологической информации. Такой доступ является важной гарантией обеспечения обоснованного принятия решений по хозяйственным и иным вопросам, касающимся воздействия на окружающую среду, а также основой социально-экологического благополучия общества.

Под информированием экологическим, или экологической пропагандой понимают распространение исчерпывающей достоверной экологической информации, идей охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов с целью формирования у людей экологического сознания (повышения уровня экологической культуры). Учитывая, что в XXI в. определяющим фактором развития и глобальной деятельности людей становится информация, а также намечающийся переход биосферы в состояние ноосферы, совокупность информационных структур, систем и процессов в науке и обществе определяют понятием инфосфера.

Российский рынок информации (в том числе экологической), информационных технологий, средств, продуктов и услуг к настоящему времени стал одним из наиболее динамичных секторов отечественной экономики. Все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается российским информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением в промышленно развитых странах.

В то же время российский информационный рынок имеет свои особенности, существенно отличающие его от зарубежных: 1) государство пока играет на нем пассивную роль (не занимается его регулированием ни организационно, ни экономически, что не позволяет решать основную задачу государства в рыночной экономике – обеспечивать стабильность национального рынка при приоритете на нем отечественного производителя); 2) неоднородность рынка по регионам страны; государство на рынке выступает в качестве основного потребителя. Поэтому основной целью государственной информационной политики в данном направлении является интенсивное развитие и эффективное применение такой нормативной правовой базы, которая, с одной стороны, обеспечивала бы стабильность рынка и его ориентацию на удовлетворение информационных потребностей общества, а с другой, – поддержку на рынке отечественного производителя информационных технологий, программно-технических средств, продуктов и услуг. Перед федеральными органами исполнительной власти стоит задача совершенствования механизма информационного взаимодействия, гармонизации и интеграции межведомственного информационного пространства в сфере охраны окружающей среды.

Основное назначение информационного обеспечения в сфере охраны окружающей среды:

- обеспечение процесса принятия решений;

- содействие укреплению целостности политики по отраслям в экологической сфере;

- информирование общественности и неправительственных организаций о состоянии окружающей среды;

- поддержка движения к достижению национальных и межгосударственных целей устойчивого развития.

Реализация этих целей позволяет: повысить экологическое сознание общественности и достичь лучшего понимания ею целей и задач процесса принятия экологически значимых решений; формировать консенсус в отношении экологических решений и программ; создавать благоприятную обстановку для реализации народнохозяйственных проектов и программ, затрагивающих интересы окружающей среды.

Особенностью экологической информации является ее чрезвычайно высокая рассеянность по различным направлениям науки и техники.

Экологическое информирование в России обеспечивается системой государственных учреждений (Российское экологическое федеральное информационное агентство – РЭФИА, различные институты, представляющие академиче-скую, вузовскую и отраслевую науку), международных организаций (Всемирный фонд дикой природы – ВВФ, ГРИНПИС, Международная информационная система по окружающей среде – ИНФОТЕРРА и др.), неправительственных и общественных организаций (Национальное агентство “Природные ресурсы” – АНО НИА-Природа, ЗАО Геоинформмарк, Социально-экологический союз – СОЭС, Центр экологической политики России, Экоюрис и др.), а также средствами массовой информации (газеты “Спасение”, “Природно-ресурсные ведомости”, “Берегиня”, бюллетень “Использование и охрана природных ресурсов России” и др.), в том числе электронных в системе Интернет (www.priroda.ru; www.refia.ru; www.mnr.gov.ru; www.sci.aha.ru и др.), а также многочисленными издательствами.

Важную роль в экологическом информировании играет издание Красной книги России и региональных красных книг, ведение природоохранных кадастров, а также публикация ежегодного Государственного доклада “О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации”, подготавливаемого под эгидой МПР России (Министерства природных ресурсов).

В качестве начала создания единой автоматизированной системы экологической информации в России могут быть названы работы по созданию Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО), ведущиеся в рамках одноименной подпрограммы Федеральной целевой программы “Ядерная и радиационная безопасность России” (2000–2006 гг.). ЕГАСКРО представляет собой сложную информационно-измерительную систему, призванную осуществлять непрерывный контроль радиационной обстановки на территории Российской Федерации.

Как уже было указано, одной из крупнейших структур в системе экологической и природно-ресурсной информации в России является Национальное информационное агентство “Природные ресурсы”, созданное в 1997 г. в целях:

- освещения деятельности МПР России и ведомств природно-ресурсного блока в СМИ;

- информационно-аналитической поддержки деятельности МПР России по обеспечению координации природно-ресурсного комплекса;

- формирования и развития межведомственной системы обмена информацией в природно-ресурсном комплексе и в области охраны окружающей среды;

- обеспечения общественного участия в процессе подготовки и принятия управленческих решений;

- разработки и внедрения современных методов и средств накопления, сбора, анализа, обработки и распространения информации по природно-ресурсным и социально-экологическим проблемам;

- подготовки аналитических материалов, докладов и справочных сведений;

- информационно-просветительской деятельности среди российской и зарубежной общественности;

- организации межгосударственного обмена информацией природно-ресурсных ведомств стран СНГ и поддержка международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Среди основных проектов и программ НИА-Природы:

- сопровождение WWW-серверов с непрерывным обновлением новостной информацией, главным из которых является межведомственный сервер “Природа” (www.priroda.ru); создание национального Интернет-портала по природным ресурсам и информбюро агентства в федеральных округах;

- выпуск Всероссийской еженедельной газеты “Природно-ресурсные ведомости” (подписной индекс 33216, тираж 20 тыс. экз.) с электронной версией в Интернете;

- издание ежемесячного бюллетеня “Использование и охрана природных ресурсов в России” (подписной индекс 79356, тираж 1 тыс. экз., объем 20 п.л.);

- подготовка и издание Аналитического доклада “Природные ресурсы и окружающая среда России” (1997, 2001);

- подготовка и издание Федерального атласа “Природные ресурсы и экология России” (2002, 2003); подготовка и издание словарей справочников “Природные ресурсы и окружающая среда” (Снакин В.В., 2001, 2002) и “Заповедное дело” (Дежкин В.В., Снакин В.В., 2003).

За 5 лет своего существования НИА-Природа подготовило и выпустило в свет более 400 наименований книжной продукции.

Важным и грандиозным по размаху является подготовка энциклопедического справочного издания “Природные ресурсы регионов Российской Федерации” в 96 томах, содержащего информацию по каждому субъекту Федерации о климатических, водных, земельных, лесных, рекреационных, биологических и минеральных ресурсах и окружающей среде (89 субъектов Федерации + 7 томов по федеральным округам).

Информация об экологических изданиях НИА Природа представлена на сайте www.priroda.ru Дополнительные сведения можно получить по электронной почте: snakin@priroda.ru, а также по телефону 8 (095) 950-31-88.

Hosted by uCoz