Семина Н.И.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ"


Модернизация высшего профессионального образования в современных условиях предусматривает максимальное приближение образовательных программ к реальным потребностям региона в сочетании с активным внедрением новых информационных технологий. Ярким примером реализации регионального компонента государственных образовательных стандартов в Самарской государственной академии культуры и искусств является учебный курс "Региональные информационные ресурсы".

Место региональных информационных ресурсов в информационной инфраструктуре общества, специфика региональных информационных потребностей, современные модели организации системы ресурсов в регионе, состав и особенности региональных справочно-информационных фондов - это ключевые вопросы дисциплины.

Учитывая навыки работы с персональными компьютерами, имеющиеся у студентов специальностей "Прикладная информатика (в социокультурной сфере)" и "Документоведение и документационное обеспечение управления", в преподавании курса активно используются новые информационные технологии.

Практические занятия предусматривают автоматизированный поиск баз и банков данных регионального содержания в электронном справочнике НТЦ Информрегистр "Базы данных России". Достоинством электронного справочника является его ежегодное обновление в отличие от традиционной печатной версии. Как правило, поиск осуществляется по отраслевым запросам. В процессе выполнения заданий студенты также получают представление о содержании баз данных, о производителях и владельцах, о финансировании. Поскольку участие в регистрации электронных информационных ресурсов в нашей стране добровольное, то и в электронном справочнике "Базы данных России", к сожалению, находит отражение неполная информация о производимых в стране информационных ресурсах.

Кроме того, изучая деятельность региональных органов информации (в частности региональных ЦНТИ и ГПНТБ СО РАН, областных и краевых универсальных научных библиотек), студенты не только знакомятся с информационными ресурсами и услугами региональной проблематики, представленными в сети Интернет, но и имеют возможность осуществить адресно-справочный поиск по организациям и предприятиям, интеллектуальным ресурсам того или иного региона. Многие региональные ЦНТИ предлагают и демоверсии электронных справочно-информационных фондов или отдельных их составляющих (патентной, нормативно-технической документации и т.д.). ГПНТБ СО РАН как ведущий держатель региональных информационных ресурсов Сибири и Дальнего Востока предоставляет различные возможности автоматизированного удаленного поиска информации в базах данных и электронных каталогах непосредственно регионального содержания, ограниченный доступ для незарегистрированных пользователей и расширенный доступ для зарегистрированных пользователей. Вместе с тем регистрация пользователей бесплатная и не требует особых временных затрат. Изучение деятельности различных информационных учреждений регионального уровня позволяет выявить общее и особенное в их работе, приоритеты и проблемы развития.

Особое внимание также уделяется изучению существующей в Самарском регионе системы информационных ресурсов, механизма ее функционирования, соотношению традиционных и электронных информационных ресурсов, возможностям доступа для различных категорий пользователей.

В дальнейшем планируется увеличение количества занятий с использованием новых информационных технологий, в том числе для осуществления контроля знаний.

Hosted by uCoz