Гробова М.А.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ БИБЛИОГРАФИИ

Современный этап развития общества характеризуется как информационный. Наблюдается экспансия электронных коммуникаций. Жестко формируется информационно-технологический подход и к отечественной библиографической деятельности в целом, общественно-научной в частности. В этих условиях оттесняются на задний план гуманистические ценности библиографии, ее духовность и социальная направленность.

В большинстве публикаций, обобщающих современное положение библиографической теории и практики основное внимание уделяется анализу технологий и ресурсов в ущерб социальным аспектам. По существу выдвигается задача подтянуть человека до современного уровня системы электронных средств информации, что означает, на наш взгляд, преимущественное развитие научной и профессиональной библиографии, т.е. библиографических продуктов для специалистов. Такое положение не соответствует основному принципу библиографоведения о доступности информации в соответствии с интересами, а главное, возможностями каждой отдельной личности. Не следует забывать, что не общество существует для библиотек и информационных ресурсов, а они для общества.

В библиографической деятельности всегда являлось и является важным удовлетворение потребностей разных социальных групп.Та тенденция информационного развития страны, которая превалирует сегодня, выводит за грань информационного поля отдельные слои общества, которые не могут адекватно воспринимать научную и профессиональную библиографическую информацию по общественным наукам в современном виде. А библиография как средство самообразования, просвещения и воспитания в настоящее время практически не развивается.

Учитывая явную недостаточность современных теоретических и методических основ создания библиографической информации по проблемам общественных наук и ее использования в помощь социальным группам, чтобы лучше понять суть рассматриваемого вопроса, необходимо обратиться к истории, к изучению тенденций и закономерностей развития этого процесса. Начало формирования социального подхода к библиографическим пособиям относится ко второй половине XIX в. Обществом была постепенно осознана необходимость предоставлять знания не только богатой элите, но всем, в том числе и низшим слоям населения. Для этого стала издаваться доступная литература, открывались школы и библиотеки, создавались библиографические списки, указатели. Постепенно с помощью самых крупных ученых и преподавателей России был сформирован библиографический комплекс социального направления, предназначенный для самостоятельного получения системы знаний начального, среднего и даже высшего уровней. Лучшим из них стал труд Н.А. Рубакина “Среди книг”, вылившийся позднее в теорию библиопсихологии. К сожалению, последнее было уже вне России.

Октябрьская революция 1917 г. изменила политический, экономический строй, а следовательно, потребности в информации. Не нужны стали библиографические указатели для систематического самообразования, содержащие знания по многих общественным наукам. Более того, они были вычеркнуты из жизни как буржуазные и не соответствующие потребностям народа. На поверхность вышли агитационно-пропагандистские библиографические материалы, которые и стали общественно-научными. В 20–30-е гг. ХХ в. их составлением занимались не библиографы, а политработники. В постреволюционный период почти не выделялись социальные группы читателей общественно-политической литературы и пользователей информации. Исключение составляли необразованные граждане. Главным в политике и отраслевой библиографической деятельности было разделение людей на “своих” и “чужих”, на “наших” и “врагов народа”. Библиографическая информация приобрела активные наступательные черты, публицистический накал. По сути в 2040-е гг. ХХ в. она вся стала общественно-политической.

Попытка возродить социальную дифференциацию отраслевой библиографической деятельности была сделана в 50–60-е гг. ХХ в., когда она перестала быть идеологически прямолинейной и начала откликаться на потребности разных групп читателей, в том числе неспециалистов. Объясняется это определенной либерализацией общественной жизни страны, расширением системы политического и экономического самообразования, формированием заочного образования и другими причинами. Это всколыхнуло общество. Появилась необходимость самостоятельно разобраться во многих сложных вопросах. Изменения коснулись всей библиотечно-библиографической практики и теории, содержания и методики, но особенно – в области обществознания.В некоторых библиографических указателях наблюдалось пересечение разновидностей информации – библиографической и учебной.Сформировался комплекс библиогра фических пособий т. наз. “малых форм”, доступных разным группам читателей. Казалось, что все развивается позитивно. Основной тенденцией стала организация отраслевой адресно-целевой системы библиографической информации.

Эти новые подходы не соответствовали идеологическим установкам власти. Возникшие противоречия вызвали серьезный кризис в общественно-научной библиографии: кризис целей, содержания, организационный и методический. Библиографическая общественность пыталась выправить положение, проводя научные исследования, расширяя репертуар и тематику. Однако до большинства читателей и библиотек доходили лишь публикации идеологической направленности и библиографические материалы лежали мертвым грузом.Именно это и позволило сделать вывод о востребованности лишь научной обществоведческой библиографической информации.

В самом конце ХХ в. потребности в гуманитарной информации вновь изменились, что было связано с реформированием экономической, политической, правовой жизни общества. На первый план вышли профессиональные библиографические продукты в связи с формированием основ рыночных отношений. Страна заполнилась юридическими, экономическими учебными и научными учреждениями, финансовыми, налоговыми службами и фирмами и т.п., которые стали способны платить за любую информацию. Общественно-научные библиографические ресурсы приобрели цену, за счет чего изменились адресно-целевые установки, содержание, технология, доступность. В результате этих перемен за гранью формирующегося информационно-библиографического рынка остались многие социальные группы пользователей. Общество разделилось не только на богатых и бедных, но и на способных получить новые знания и утративших возможность их получения. Появились социальные группы малообразованных и даже совсем необразованных молодых людей.

За пределы информационного обслуживания ушли многие профессионалы, получившие общественно-научное образование в советское время, не понимающие современных проблем и зачастую оставшиеся безработными. Они не имели средств для переобучения и не смогли самостоятельно воспользоваться информационными средствами для повышения квалификации. Перемены в обществе происходили слишком быстро, и поэтому стремительно увеличивался разрыв между вышеперечисленными группами, а следовательно, возросла необходимость решительных мер в изменении информационной политики со стороны государства.

В условиях рыночной экономики библиотеки сегодня не имеют финансовых возможностей создавать, издавать и распространять общественно-научную библиографическую информацию социального направления. Следует ли удивляться тому, что утверждая идею могущества компьютера, образования без педагога, поиска информации без библиографа, технологии без творчества, мы вынуждены решать проблемы терроризма, вандализма, безнравственности и бездуховности. Сегодня наше общество, как и в XIX в., должно осознать необходимость социального подхода к библиографической деятельности, прежде всего, в области гуманитарных наук как к общенациональной идее.

Hosted by uCoz