Андреева Н.Е.

О НОВЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИНАХ В КОНТЕКСТЕ
ИСТОРИИ КАФЕДРЫ БИБЛИОГРАФИИ

2004 г. является юбилейным годом для кафедры социальных коммуникаций и библиографоведения МГУКИ: исполняется 40 лет кафедре. История кафедры началась в 1933/1934 гг., когда в Московском государственном библиотечном институте была создана кафедра библиографии. Последние 26 лет коллектив кафедры возглавляет известный ученый доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, действительный член Международной академии информатизации и Российской академии гуманитарных наук О.П. Коршунов.Главное направление в учебной работе кафедры – участие в общеобразовательной подготовке выпускников, которое обеспечивается фундаментальными общепрофессиональными дисциплинами – “Социальные коммуникации”, “Библиографоведение. Общий курс. Ч.1. Теория библиографии”, “Библиографоведение. Общий курс. Ч.2. История русской библиографии”, “Библиографоведение. Общий курс. Ч.3. Организация и общая методика библиографической деятельности”. Преподаватели кафедры ведут ряд специальных дисциплин, например, “Библиографическая работа в библиотеке: организация, управление, технология”, “Компьютеризация библиографических процессов в библиотеке”, “Общая иностранная библиография”, “Общая библиография”, “Общее библиографоведение”, “Маркетинговое планирование библиографической деятельности”, “Документографические ресурсы”. Как видно из перечня, на кафедре разработаны и читаются как традиционные, так и новые авторские курсы, полагаем, что именно им следует уделить особое внимание.

Дисциплина “Документографические ресурсы” (Документографические ресурсы: Программа / Сост. Н.Е.Андреева.– М., 1997.–10 с.; Документографические ресурсы Метод. материалы к изучению курса /Сост. Н.Е. Андреева.–М., 1997.–20 с.) рассчитана на студентов дневного отделения библиотечно-информационного института МГУКИ, получающих специальность “Документоведение и документационное обеспечение управления”, на ее освоение отводится 70 часов. Изучается 12 тем: “Организационно-функциональная структура маркетингового информационного отдела фирмы”, “Система маркетинговой вторичной информации”, “Документографические ресурсы ГСНТИ”, “Документографические ресурсы как база маркетинговых исследований”, “Документографические базы данных”, “Компактные оптические диски как средство хранения, распостранения и использования документографической информации”, “Применение видеографии и микрографии в коммерческой деятельности фирм”, “Потребители документографических ресурсов”, “Справочно-библиографическое обслуживание сотрудников фирмы как одно из направлений деятельности маркетингового отдела”, “Методика создания проблемно-ориентированной документографической базы данных”, “Показатели и критерии документографической деятельности”, “Маркетинговое планирование документографической деятельности фирмы”.

Курс “Основы библиографоведения” (Основы библиографоведения: Программа /Сост. Н.Е.Андреева.–М., 1996.–10 с.; Основы библиографоведения. Метод. указания для студентов / Сост. Н.Е. Андреева.–М., 1997.–20 с.) подготовлен для студентов вечернего факультетата, расчитан на 70 часов и содержит 12 тем: “Общее представление о библиографии”, “Система документально-информационных коммуникаций как среда функционирования библиографической информации в обществе”, “Многообразие современных форм существования библиографической информации”, “Компактные оптические диски как форма хранения, распространения и использования библиографической информации”, “Применение видеографии и микрографии в коммерческой деятельности”, “Видовая классификация библиографии”, “Методика создания библиографической базы данных”, “Основные элементы маркетинга библио-графической деятельности”, “Сегментация потребителей библиографической продукции и услуг”, “Показатели и критерии библиографической деятельности”, “Маркетинговое планирование библиографической деятельности фирмы”.

Дисциплина “Основы библиографии” (Основы библиографии: Программа / Сост. Н.Е. Андреева.–М.,1997.–10 с.; Основы библиографии: Материалы к изучению курса / Сост. Н.Е. Андреева.–М., 1997.–28 с.) подготовлена для студентов заочного факультета библиотековедения, библиографии и информатики, получающих специальность “Менеджер в социальной сфере” и “Информационные системы в социокультурной сфере”.

Курс “Маркетинговое планирование библиографической деятельности” (Маркетинговое планирование биб-лиографической деятельности: Программа и материалы к изучению курса / Сост. Н.Е. Андреева.–М.,1997.–20 с.) яв-ляется курсом по выбору для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения.

Выделим общее, характерное для всех названных дисциплин. Прежде всего, при чтении данных дисциплин необходимо использовать современные информационные технологии и читать их в контексте методологии маркетинга. Назначение курсов – ознакомить студентов с общими теоретическими и управленческими аспектами библиографической деятельности, а также с основными понятиями, показателями и методами ее маркетингового управления. При этом большое внимание уделяется изучению отечественных и зарубежных библиографических ресурсов, доступных читателям как в печатном, так и в электронном виде, отработке алгоритма поиска библиографической информации в постоянно меняющихся информационных ресурсах, овладению методикой создания проблемно-ориентированных библиографических баз данных, имеющих спрос на рынке информационной продукции и услуг. Важно научить студентов эффективно использовать современные информационные технологии именно на библиографическом уровне, чтобы не дублировать деятельность других специальных кафедр МГУКИ.

В основу новых профессиональных дисциплин положена документографическая системно-деятельностная концепция О.П. Коршунова, предполагающая, что объектом библиографической деятельности являются не только книги, но и вся система документальных коммуникаций. Студенты должны знать все существующие и активно используемые формы библиографической информации: несамостоятельные издательские формы, самостоятельные библиографические издания, автоматизированные библиографические базы данных на дискетах и винчестерах, компактные оптические диски, видеографические и микрографические формы, библиографические базы данных, предоставляемые в теледоступе информационные ресурсы глобальных мировых сетей.

Документографические ресурсы России рассматриваются как база маркетинговых исследований. В связи с этим характеризируется деятельность информационных коммерческих фирм и акционерных обществ – производителей и распостранителей библиографических баз данных и справочных изданий, работающих на российском рынке информационных и телекоммуникационных услуг, анализируются библиографические продукты, обеспечивающие маркетинговую поддержку библиотек и информационных фирм.

Дисциплины библиографического цикла должны привить студентам навыки создания проблемно-ориентированных баз данных, дайджестов, пресс-релизов, умения работать с библиографическими базами данных в режиме on-line.

Особое внимание работники кафедры уделяют обсуждению методики чтения дисциплин не только в рамках кафедры и ее предметных комиссий, но и на международных конференциях (см. например: Андреева Н.Е. О новой учебной дисциплине “Маркетинговое планирование библиографической деятельности” // Высшее библиотечное образование без отрыва от производства: История, состояние, тенденции развития: Тез. докл.–М., МГУК, 1997.–С. 43–44; Андреева Н.Е. О новой учебной дисциплине “Документографические ресурсы” // Библиотечное дело и демократия: Тез. докл. и сообщ. междунар. конф.–Ч.2.–М.:МГУК, 1997.–С. 79–81; Андреева Н.Е. Опыт преподавания библиографических дисциплин в контексте методологии маркетинга // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества “Крым-98”.–Т.2.–Судак, 1998.–С. 647–650; Андреева Н.Е. Документографические ресурсы: проблемы преподавания и использования современных информационных технологий // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: Новые технологии и новые формы сотрудничества: “Крым-99”: Тез. докл.междунар. конф.–Т.2.–1999.–С. 21–23; Андреева Н.Е. Применение передовых информационных технологий в преподавании новых специальных дисциплин // Библиотечно-информационные ресурсы в науке, образовании, культуре и бизнесе “Centtral Azia–99”: Тез.междунар. конф.–Самарканд,1999.–С. 106–110; Андреева Н.Е. Документографические ресурсы как предмет преподавания // Информационное и культурологическое образование на переломе тысячелетий: Тез. междунар. конф.–Ч.2.–Х.:ХДАК,1999.–С. 92–99; Андреева Н.Е. Опыт использования современных информационных технологий в процессе преподавания дисциплин библиографического цикла // Библиотечное дело–2000: Проблемы формирования открытого информационного общества:Тез.междунар. конф.–Ч.2.–М.: МГУКИ, 2000.–С. 76–78; Андреева Н.Е. Библиотечное образование в условиях становления и развития новых информационных технологий // Перспективы непрерывного образования библиотекарей: Тез. междунар. конф.–М.: ВГИЛ, 2000.–С. 59–61; Андреева Н.Е. Обучение потенциальных пользователей АИБС в процессе изучения новых профессиональных курсов // Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: Проблемы обслуживания, изучения и обучения: Тез. междунар. конф.– СПб.: РБА, РНБ.–2000.– С. 59–60 и т.д.).

В настоящее время коллектив кафедры продолжает разработку новых дисциплин, в ближайшее время будут подготовлены к печати программы следующих курсов – “Цифровые технологии в информационно-библиографической деятельности”, “Справочно-библиографические ресурсы Интернет”, “Документографическое обеспечение краеведения”, “Инновационное управление документографической деятельностью библиотек”.

Hosted by uCoz