Фокеев В.А.

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Анализ документального потока в информационно-библиотечной сфере показывает явное преобладание “технологического” микропотока публикаций, посвященного разным проблемам автоматизации библиотечных и библиографических процессов, их электронизации, компьютеризации. Только в последнее десятилетие появилось множество трудов, принадлежащих таким специалистам, как В.К. Степанов, Л.И. Алешин, А.И. Каптерев, Н.А. Сляднева, О.В. Шлыкова, Л.Я. Шрайберг и др.

Библиографоведение сейчас вступает в период развития, аналогичный тому, какой прошла информационная наука в эпоху первых разработок, посвященных “безбумажной” информатике. Электронная библиография в значительной степени также “безбумажная”, и часто она имеет дело с документами совсем иного характера, чем традиционные тексты на бумажных носителях.

Продумывая структуру учебного курса “Электронная библиография”, мы пришли к выводу, что он во многом должен строиться аналогично программам курсов общего библиографоведения, но на своем специфическом, электронно-технологическом материале. В первом разделе рассматриваются теоретические проблемы теринологии, типологии, сущности, назначения, социальной роли, функций библиографии, свойств электронной библиографической информации. Электронная библиография изучается в контексте современной постпрото(нео)библиографии, авторская концепция которой впервые в целостном виде раскрывается в настоящем курсе.

Во втором разделе анализируется электронно-библиографическая деятельность, или, говоря иными словами, деятельность в области электронной библиографии. Формулируются принципы электронно-библиографической деятельности, ее специфика, структура. Подробно характеризуются компоненты деятельности в сфере электронной библиографии: субъекты, объекты, процессы, результаты (продукция). Особое внимание уделяется таким субъектам электронной библиографической деятельности, как библиотеки, которые, на наш взгляд, являются высокопродуктивными системами генерирования, передачи, распространения, поиска, фиксации знания (информации). В курсе доказывается, что библиотекам как уникальным и универсальным источникам знания (информации) предстоит улучшать и разнообразить, расширять спектр информационно-библиографических услуг, предоставляемых пользователям. В России насчитывается около 150 тыс. библиотек. В фондах только публичных библиотечных учреждений хранится и используется миллиард изданий. В недрах современного библиотечного дела развивается широко используемая и активно функционирующая система электронных (цифровых, виртуальных) библиотек – основа будущей всемирной электронной библиотеки.

Третий раздел посвящен Интернету, его возможностям в генерировании, хранении, использовании библиографических ресурсов, которые следует изучить. Важно овладеть технологическим знаниями, умениями и навыками аналитико-синтетической обработки информации в сфере электронной библиографии, библиографирования, подготовки источников электронной библиографической информации, создания и эксплуатации различных информационно-поисковыъх систем.

В четвертом разделе раскрываются Интернет / Интранет-технологии информационно-библиотечного обслуживания, в том числе библиографического поиска, предоставления пользователям необходимой им электронно-бибиографической информации.

Завершает курс пятый раздел “Электронная библиография как научная дисциплина и предмет образования”, где представлен аналитико-синтетическаий обзор развития теории, методологии, технологии библиографии в электронной среде, показан процесс постепенного формирования предметной области электронной библиографии, раскрыты особенности “Электронной библиографии” как учебной дисциплины, характеризуются библиотеки, выступающие в роли базы обучения пользователей электронной библиографической информации.

Введение в учебные планы новой учебной дисциплины, особенно в структурах дополнительного образования, в частности, на Высших информационно-библиографических курсах, позволит интегрировать многие вопросы функционирования библиографии в электронной среде, избежать дублирования, обеспечить целостное восприятие электронной библиографии XXI в. современными студентами.

Hosted by uCoz