Лукьянова О.Н.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МУЗЫКА:
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В плане серьёзного, всестороннего изучения современной культуры мы существенно отстали от западных исследователей. Например, информация о таком значительном явлении мировой культуры второй половины XX столетия, как рок-музыка, носит несистематизированный, обрывочный характер. Оно, в общем-то, и понятно: до 1990-х гг. отечественная рок-журналистика, ровно как библиография и музыковедение рока, развивались в условиях тотального запрета на тему.

В подавляющем большинстве материалы по истории, теории и современному состоянию рок-музыки публиковались на страницах самиздатовских журналов (“Урлайт”, “Энск” и др.), хотя отдельные статьи всё-таки просачивались на страницы “Ровесника”, “Московского комсомольца” и журнала “Юность”. Однако за два с лишним десятилетия своего существования музыкальный самиздат подготовил немалое количество квалифицированных специалистов в области поп- и рок-музыки.

Библиография рок-музыки и музыкальная критика в нашей стране явление действительно относительно юное и не сформировавшееся. Вплоть до осени 1995 г. в стране фактически не существовало регулярного ежемесячного издания, посвященного рок-музыке. Прекратили своё существование рок-газеты “Энск”, “New Hot Rock”, журналы “Бит” и “Классика”. К тому времени остались лишь Санкт-Петербургская газета “Rock-Fuzz”, позднее ставшая журналом (издается с марта 1991 г. и является ведущим среди изданий, посвященных в первую очередь рок-музыке. По мере того, как деление Российской музыкальной сцены на рок- и не-рок становилось все более условным, журнал “растворил” первое слово своего названия, однако по-прежнему остался ведущим в области освещения некоммерческой музыки) и журнал “Музыкальный Олимп”.

Ситуация стала изменяться благодаря появлению в 1995–1997 гг. просветительских радио и телепередач, музыкальных рубрик в ряде новых “цветных” журналов, а также в связи с возникновением таких изданий, как журналы “О!” (редактор Сева Новгородцев), “Fuzz” (редактор-учредитель Александр Долгов), “ОМ” (редактор Анзор Канкулов, редактор-основатель Игорь Григорьев). 1997 г. завершает собой определённый период в развитии музыкальных газет и журналов. Темп появления новых изданий постепенно замедлился, а среди изданий продолжился отсев. Провал целиком музыкальных проектов убедил, кажется, всех в том, что выпускать новое музыкальное издание в России практически невозможно.

Причин тому несколько: одна из самых важных – отсутствие у шоу-бизнесменов желания размещать рекламу в музыкальных изданиях. А.К. Троицкий так охарактеризовал сложившуюся проблему: “Процесс возникновения специализированных музыкальных изданий в России чрезвычайно затруднен, поскольку фирмы, работающие в сфере отечественного шоу-бизнеса, не желают легально размещать в этих изданиях свою рекламу. Это стоит больших денег. Пока что никакого просвета в данной области не предвидится, работать на уровне западных компаний-мейджеров на-ши шоу-бизнесмены не хотят”.

В 1997–1999 гг. сохраняется такой типично российский феномен, как музыкальные страницы и рубрики в изданиях широкого профиля. Музыкальные разделы газет и журналов (таких, как, например, “Звуковая дорожка” “Московского комсомольца” – авторы Артур Гаспарян, Илья Легостаев, Артем Троицкий) – наиболее привычны для отечественного читателя.

На этом фоне приятно выделить факт все более уверенного проникновения на российский рынок журналов и газет, выпускаемых в других странах, в чем проявляется своеобразная интеграция. Хороший тому пример – дистрибьюция в России белорусского русскоязычного еженедельника “Музыкальная газета”. Газета содержит рецензии на новые альбомы, интервью с музыкантами, программы музыкальных каналов, анонсы концертов, списки CD-релизов и регулярные хит-парады.

Совершенно другая ситуация обстоит с отдельно изданной справочно-информационной литературой. Последние рок-справочники и энциклопедии были изданы еще в начале 1990-х гг. В 1990 г. в издательстве “Книга” вышла первая и пока единственная энциклопедия отечественного рока: “Рок в СССР: опыт популярной энциклопедии” (ред.-сост. А.К. Троицкий).

С 1994 г. выходит в свет периодическое справочно-информационное издание (подготовливаемое информационным агентством “InterMedia”) “Российский музыкальный ежегодник” (РМЕ), призванное обеспечить российский музыкальный рынок авторитетной и максимально полной информацией о шоу-бизнесе.

Собственно же библиографических указателей по отечественной рок-музыке крайне мало.

Текущий научно-вспомогательный указатель “Музыка: Реферативно-библиографическая информация”, подготавливаемый НИО Информкультура при участии НМБ им. С.И. Танеева Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, по своей сути является наиболее полным указателем литературы по музыке, имеет следующие рубрики: “поп-, бит-, рок- музыка” и “поп-, бит-, рок - коллективы и исполнители”, но охватывает лишь общие вопросы истории, методологии, теории музыки этих направлений.

Подводя итог, следует отметить, что библиографическая информация по отечественной рок-музыке носит несамостоятельный характер. Это прикнижные и пристатейные библиографические списки. Персональные же отдельно изданные библиографические указатели по музыке в своем большинстве затрагивают творчество композиторов-классиков.

Поэтому в настоящее время необходимо восполнить этот пробел, систематизировать знания в области рок-музыки, сформировать систему вторичных документальных источников, удовлетворяющих многочисленные потребности.

Hosted by uCoz