Абросимова Н.В.

БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ И “КЛИМАТ НАУКИ”

Изучение истории теории библиографии, эволюция взглядов на объект и предмет этой области деятельности, видовую структуру имеет огромное значение для выяснения роли, задач, методологии, общественного назначения библиографии, уровня ее развития в исследуемый период.

Диалектический метод предполагает рассмотрение всех исторических процессов на фоне общественно-экономического развития. Одним из методов описания истории социальных объектов является хронологически-проблемный, который предполагает изучение истории объектов и явлений по периодам, а внутри них – по проблемам.

Определение хронологических границ периода или события – важная и сложная задача истории библиографии. И здесь наряду с хронологически-проблемным методом необходимо учитывать не только включенность теории и практики библиографии в историю и культуру страны, но и внутренние закономерности их развития.

Теория библиографии прошла в своем развитии несколько этапов. Изучение преемственности теоретических исследований является одной из важнейших проблем в библиографоведении.

Применение принципа историзма предполагает всесторонний учет социальных явлений, которые повлияли на возникновение и развитие теоретической библиографической мысли, воздействующей в свою очередь на общество, соблюдение хронологической последовательности в научном освещении этих явлений. Прослеживая изменение условий развития объекта исследования во времени (особенно в переломные моменты), мы познаем общие закономерности, действующие в настоящее время.

Изменения в общественно-экономической жизни страны приводят к появлению новых форм библиографической деятельности, новых видов библиографии и их объектов. При изучении эволюции взглядов на библиографию можно выделить три аспекта:

1) влияние смены общенаучных идей на теорию библиографии,

2) развитие библиографической деятельности, появление ее новых видов и, соответственно, выделение для них объекта и предмета,

3) изменение объекта и предмета библиографии на выбранном историческом этапе развития.

Перед историей науки стоят серьезные методологические трудности: она не может параллельно описывать два ряда – развитие научной мысли и общественное развитие той или иной эпохи. Необходимо раскрыть взаимную связь между ними, формы их взаимодействия.

Б.М. Кедров в 1969 г выдвинул положение о трех климатах научного творчества, в которых протекает деятельность ученого:

1) глобальный климат, который создается развитием всей науки и зависит от той ступени, которой достигла данная наука, от ее запросов и внутренних тенденций ее дальнейшего развития;

2) макроклимат, который характеризует условия времени (исторической эпохи), места (страны) и обстоятельств, в которых протекает творчество ученых. Он является общим для всех ученых данной эпохи, в данной стране, которые подвержены одним и тем же духовным, социальным, экономическим и политическим влияниям;

3) микроклимат, который касается сугубо индивидуальных, неповторимых особенностей условий, в которых протекает жизнь ученого как человеческого индивида.

Факторы макроклимата позволяют понять особенности в развитии науки, ее зависимости от конкретно-исторических условий, вне которых иногда трудно понять конкретные причины происходивших в ней событий.

В библиографии как разновидности социальной деятельности и библиографоведении как научном знании о библиографии, проявляются влияние всех трех “климатов” науки.

Hosted by uCoz