Михалева Т.И.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА В
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ

Уровень развития государства определяется не только достижениями в области экономики, но и духовно-нравственным состоянием его граждан. В настоящее время особенно актуальна проблема духовно-нравственного облика молодого поколения. А.С. Пушкин в статье “О народном воспитании” писал: “Не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.

Одним из действенных средств формирования личности молодого человека является художественная литература. “Воспитательное воздействие художественной литературы огромно потому, – считал Максим Горький, – что она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и на чувство”. Особенно ощутимо воздействие художественной литературы на молодое поколение в нестабильные времена.

Он же, отмечая упаднические настроени среди молодежи начала ХХ в., вынужден был признать, что “часть ответстенности за это литература должна взять на себя”, и призывал писателей “не лишать молодежь надежды”.

Аналогичная картина и в наше время: преобладание негатива в СМИ, падение читательской активности ведут к разрушению нравственных устоев. Озабоченность духовной бедностью, потерей нравственныхориентиров высказывали деятели литературы и культуры (Д. Лихачев, А. Солженицын, В. Астафьев, А. Приставкин и др.).

Приобщение к чтению – один из действенных путей воспитания и образования, способствует пробуждению духовной энергии и мыслительной деятельности.Знамение времени – усиление внимания к деятельности библиотек, особенно детских, юношеских и школьных, как центрам, способствующим формированию целостной личности.

Каковы же функции современной библиотеки? Обычно выделяют две основные: информационно-образовательная и воспитательная.Их соотношение во времени, с изменением социально-экономических и общественно-культурных условий менялось.В последние годы, к сожалению, превалирует первая, в то время как общеизвестно, что социально-экономический уровень развития страны во многом зависит от нравственных устоев его граждан.

Библиотека – средоточие знаний и духовных богатств, накопленных человечеством. Н.Г. Чернышевский, считая книгу “учебником”, “наставницей жизни”, подразделял всю детскую литературу на “ученую” и “изящную”. Первая, сообщая знания, должна способствовать развитию ума, а вторая, “воздействуя на воображение и сердце читателя, облагораживать чувства”. Обе равно важны, они призваны дополнять друг друга.

Вопрос о соотношении интеллекта и нравственности в формировании личности всегда был актуальным. В наше время, когда отдается предпочтение интеллектуальному развитию в ущерб нравственному, насущным становится утверждение о необходимости нравственной направленности интеллектуального развития.

Исконное, традиционное предназначение российских библиотек – просветительская деятельность.Они способствовали не только образованию, распространению знаний, но всегда и, пожалуй, в большей мере служили очагом ду-ховности, приобщения к культуре.

Отечественная литература обладает высоким воспитательным потенциалом, она – “стержень государственнного патриотизма и традиционная национальная духовная ценность”, а родной язык – “источник духовных сил и здоровья нации”. Однако и классическая литература, и современная недостаточно востребованы нынешним молодым поколением. Задачи библиотечных работников – вовремя “довести” литературу, особенно, современную (1990-е –2000-е гг.) до читателей; формирование круга чтения; выработка критериев отбора с учетом социально-психологических особенностей возраста, что во многом определяет и выбор форм работы, и предполагаемое воздействие на читателя. Но, к сожалению, надо признать, что и библиотекари по ряду причин недостаточно владеют этим материалом.

Возросшая ответственность библиотекаря выдвигает повышенные требования к подготовке специалистов для работы с юными читателями.В основе ее должно лежать изучение литературы, как классической, так и современной. Нельзя обучать методам работы с читателями, изучать библиографию детской литературы, не зная самой литературы.

Современная художественная литература располагает богатым материалом, который неоходимо использовать в воспитательной работе библиотек. Следует обратить внимание на соотнесенность тем и проблем детской литературы с темами и проблемами общей (“взрослой”) литературы; на введение в круг чтения подростков и старшеклассников (в связи с изменением возрастных границ чтения) произведений общей литературы, близкой им по материалу, доступной по художественным средствам; на социальную направленность современной литературы, появление “адресных” произведений, определяемых не только возрастом, но и социальной принадлежностью читателя.

Наиболее значимые особенности современной литературы, которые необходимо учитывать в работе с читателями – трансформация традиционных тем литературы предыдущего периода: взимоотношения подростков и взрослых в се-мье и школе, поиски своего места в жизни, новые средства самоутверждения, ранний прагматизм.

В связи с ростом преступности среди несовершеннолетних необходимо использовать в работе по правовому воспитанию произведения, представляющие художественное исследование ее истоков и последствий.

В решении глобальной экологической проблемы ученые мира выдвигают на первый план нравственный императив. Воспитание экологической культуры, гуманного отношения к природе немыслимо без привлечения художественной литературы. Русская культура обладает богатыми традициями. Библиотекарь должен осуществлять преемственность в приобщении читателей (в зависимости от возраста) к произведениям устного народного творчества, классической ли-тературы и современной.

В современных условиях особую значимость приобретают произведения о Великой Отечественной войне как средство гражданского воспитания, формирования чувства национального самосознания, раскрытия античеловеческой сути фашизма.

Нельзя недооценивать значение книги, помогающей стать человеку человеком. Особое значение имеет литература художественная, дающая возможность человеку, особенно в период становления, формирования как личности, сориентироваться в мире нравственных понятий, помочь сделать нравственные выводы.

Hosted by uCoz