Иванова Г.А.

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ CРЕДА БИБЛИОТЕКИ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Развитие и воспитание личности растущего человека, всех его творческих возможностей – центральная задача со временной системы образования. В основополагающем государственном документе – “Национальной доктрине обра-зования” – отмечается необходимость создания максимально благоприятных условий для духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения, выявления и развития творческих способностей юных россиян.Закономерно поэтому рассмотреть возможности информационно-образовательной среды библиотек в личностном развитии детей и проблемы подготовки кадров, способных организовать эту среду и ее функционирование.

В настоящее время проблема создания и функционирования информационно-образовательной cреды библиотек стала одной из центральных для теоретиков и практиков библиотечного дела. Из теоретических работ следует назвать исследование С.В. Олифер, в котором рассматриваются факторы формирования этой среды и ее модель.

Специалисты разрабатывают целевые комплексные программы развития библиотек как информационных интеллект-центров (публичные библиотеки Москвы), как “территорий культуры и творчества” (Свердловская областная библиотека для детей и юношества) и др. Эти программы нацелены на совершенствование информационно-образовательной среды библиотек и ставят своими задачами расширение доступности культурного, информационного ресурса для различных возрастных категорий пользователей, создание условий для гражданского становления, обе-спечение социализации, подготовки юных граждан к активной деятельности в условиях информационного общества.

Следовательно, информационно-образовательная среда библиотеки, представляющая совокупность материальных факторов (ресурсов) и межличностных отношений, понимается как система влияний на образование и воспитание подрастающего поколения. Эту среду можно рассматривать как организованный комплекс возможностей для удовлетворения познавательных потребностей всех участников образовательного процесса.

В таком случае принципиальным показателем качества информационно-образовательной среды является способность этой среды посредством представляемых возможностей обеспечивать удовлетворение всего иерархического комплекса потребностей учащихся, педагогов, воспитателей, родителей, создавая таким образом соответствующую мотивацию их деятельной активности. Эта среда имеет большие возможности для развития личности растущего человека, его воспитания, формирования информационной культуры.

Зарубежные специалисты качеством информационно-образовательной среды библиотеки считают ее способность формировать у детей веру в достойное будущее и понимание своей ответственности и возможного вклада в это будущее; готовить юное поколение к жизни в многонациональном культурном мире; развивать у детей позитивную самооценку, критическое мышление; способность эффективно коммуницировать – слушать, говорить, читать и писать; формировать у юных стремление к развитию и удовлетворению своих индивидуальных потребностей, способность искать и использовать информацию.

Комплекс возможностей, которым располагает информационно-образовательная среда библиотеки, может выступать как интегрированный критерий оценки ее деятельности. Предлагаемый методологический подход может послу-жить основой для разработки соответствующих методик.

Осуществить моделирование информационно-образовательной среды библиотеки, ее деятельность, включающую организационные, методические и содержательные компоненты, могут лишь профессионально подготовленные специалисты.

Сложной и не вполне отвечающей потребностям практики является ситуация в сфере вузовской подготовки библиотечных специалистов для работы с детьми и юношеством.Всего три вуза культуры из 17 целенаправленно готовят кадры для школьных, детских и юношеских библиотек: Московский, Санкт-Петербургский, Челябинский.Из года в год сокращается прием студентов, хотя потребность в таких специалистах достаточно велика.

Особо важно обратить внимание на подготовку школьных библиотекарей.Сеть школьных библиотек самая большая – 75 тыс. Предстоит модернизация этих библиотек. Для этого необходимы профессионально подготовленные спе-циалисты. В МГУКИ введена новая специализация – “Организация школьных медиацентров”.Однако эта специали-зация пока еще не вызвала особого интереса со стороны абитуриентов.

Что же нужно сделать, чтобы профессия школьного библиотекаря стала привлекательной для молодежи? Прежде всего, на наш взгляд, важно повысить статус школьного библиотекаря, приравнять его к учителям. В ряде исследований российских специалистов убедительно доказано, что работа школьного библиотекаря имеет педагоги-ческий характер. Международная ассоциация школьных библиотек выступила с предложением квалифицировать этих специалистов как преподавателей, имеющих профессиональную подготовку на уровне магистра. Статус, возможности служебного роста и заработная плата должны быть сопоставимы с аналогичными показателями для специалистов, получивших профессиональную подготовку в других областях. Это позволит стимулировать творческую деятельность школьных библиотекарей,повысит интерес к этой профессии со стороны абитуриентов.

Вузам культуры предстоит большая работа по организации подготовки специалистов школьных, детских и юношеских библиотек. На это нацеливает приказ “Об утверждении Межведомственного комплексного плана мероприятий по фор-мированию духовного мира подрастающего поколения” от 3 сентября 2002 г., подписанный министрами М.Ю. Лесиным, В.М. Филипповым, М.Е. Швыдким. В плане мероприятий предусмотрена организация на базе вузов культуры и искусств специализированной подготовка кадров для работы с детьми и юношеством. Для выполнения этого приказа необходим, прежде всего, целевой государственный заказ на подготовку этих кадров. Назрела острая необходимость ввести в Государственный образовательный стандарт по специальности 052700 “Библиотечно-информационная деятельность” квалификацию “Организатор детского и юношеского чтения”. В головных вузах следует восстановить факультеты школьных, детских и юношеских библиотек, в других вузах – соответствующие кафедры. Все это позволит поднять на качественно новый уровень профессиональную подготовку библиотечных специалистов по работе с подрастающим поколением.

Hosted by uCoz