Зиман Л.Я.

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОЙ И
АМЕРИКАНСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Важнейшее явление в исследовании истории детской литературы в Англии – книга Ф.Дж. Харви Дартона “Детские книги в Англии: Пять веков социальной жизни”, вышедшая впервые в 1932 г. и с тех пор неоднократно переиздававшаяся. Основную концепцию развития детской литературы Дартон формулирует в предисловии: “Детские книги всегда были ареной борьбы между поучением и развлечением, между ограничением и свободой, между нерешительным морализированием и стихийным счастьем”. Называя наиболее значимые в этом плане, по его мнению, произведения детской литературы: сказки Г.Х. Андерсена, “Алису в стране чудес” Л. Кэрролла “Питер Пэн и Венди” Дж. Барри, – Дартон определяет самую специфику детской литературы в её историческом развитии.

Для определения этой специфики особую ценность приобретают размышления Дж. Крюса, считавшего, что читатель-ребёнок обладает большей силой воображения, чем взрослый. Выдающийся немецкий детский писатель видит основную черту новейшей детской литературы в “разгероизировании”, “антимифологизировании”, разоблачении и разрушении… установленных привычных традиционных категорий”. Своеобразным барометром таких “разрушений”, колебаний читательских симпатий и антипатий детей становятся иногда результаты исследований на ежегодно проводимой в Болонье ярмарке детской книги. В 1989 г. таким итогом стало утверждение: “Успех ряда новых книг ясно говорит о том, что запутанная интрига, неожиданный финал, “страшный” сюжет не нравятся только взрослым”.

Последователей Дартона, рассматривающих явления детской литературы в генезисе сюжетов и образов, Н.М. Демурова называет представителями “генетического направления в литературоведении”. Один из них – Дж.Р. Таунсенд. В книге “Написано для детей. Панорама англоязычной детской литературы” он показывает историко-литературное значение тех или иных явлений детской литературы в едином потоке с литературой общей, в соотнесении с социально-историческими процессами. “Развитие детской литературы не может быть изолированным от развития общества в целом”, – пишет Таунсенд. Историко-литературному анализу подвергаются произведения не только собственно английской детской литературы, но и других англоязычных стран: США, Австралии, Канады.

Книга Мэри Твейт “От учебника для начинающих до книги наслаждения” (первое издание вышло в 1963 г.) – скорее об истории книги, чем об истории литературы.Автор определяет главной своей целью предложить руководство детским библиотекарям.Здесь даются сведения об идеологии, повлиявшей на развитие детской литературы той или иной эпохи, рассказывается, как и у Дартона, о дидактизме детской книги и о его преодолении с развитием подлинной дет-ской литературы. История детской книги даётся широким полотном, с привлечением материалов о детской книге англоязычных и различных европейских государств.

Одной из важнейших характеристик литературного произведения является его широкое распространение в детском чтении – сегодня, в связи с поразительной популярностью книг Дж. Ролинг о Гарри Поттере, эта проблема особенно актуальна. Далеко не всегда, как известно, популярные в определённой детской среде и в определённое время литературные произведения являются и самыми значительными с точки зрения идейно-художественных достоинств и историко-литературного значения. В книге Дж. Эвери “Модель детства. Герои и героини детской художественной литературы. 1770–1950”, появившейся в 1975 г., раскрываются литературные пристрастия детей разных сословий, разных характеров, разного пола на примере “средней”, даже “массовой” литературы. Психолого-социологический срез развития и распространения детской книги – фон, на котором творили подлинные художники, небезынтересен для психологов и библиотекарей. Но в практической работе с юным читателем такая книга требует крайне осторожного подхода.

Выявлению нравственного потенциала произведений для детей посвящена книга М.П. и Д.М. Садкеров “Обратимся к прошлому: Современный взгляд на детскую литературу”, изданная в Нью-Йорке в 1977 г. Проблемы семейных отношений, национально-расовые, экологические, войны и мира и др. здесь предлагаются в форме очерков на материале литературы разных народов, художественной и публицистической, классической и малоизвестной. Некоторые из этих очерков могут дать ма-териал для проблемно-тематических бесед на исторические, нравственные, литературные темы. Однако “современный” (читай: внеисторический) взгляд приводит подчас к курьёзам, когда “Моби Дик” Г. Мелвила и “Старик и море” Э. Хемингуэя включаются в подглавку “Культ убийства” раздела экологического воспитания, а “Мэри Поппинс” П. Трэверс и книгам Гью Лофтинга о докторе Дулитле предъявляется обвинение чуть ли не в антинегритянской расовой пропаганде.

В нашей стране, наверное, самыми значительными трудами об английской и американской детской литературе являются книги литературоведа и переводчика Н.М. Демуровой. Назовём здесь “Из истории детской литературы ХVIII–ХIХ веков” и “Июльский полдень золотой…”: Статьи об английской детской книге”.В своих содержательных очерках об Э. Лире и Л. Кэролле, К. Грэме и Дж. Барри, Ф. Бёрнетт и А. Гарнере, песнях матушки Гусыни и книжках-картинках М. Сендака исследовательница раскрывает многие ведущие тенденции в развитии англоязычной детской литературы. В этом самостоятельном и оригинальном явлении искусства слова, по её мнению, как и в литературе общей, идеи и художественная практика развиваются от Просвещения к романтизму и затем к реализму, однако, с некоторым запаздыванием, ибо здесь осуществляется процесс художественного освоения действительности применительно к качественно новому материалу.

В оригинальных трудах украинского исследователя Л.И. Скуратовской рассмотрена жанровая эволюция английской детской литературы, при этом разграничены жанры литературной сказки (или повести-сказки) и повести – и романа-фантазии. Определён феномен ряда значительнейших явлений английской детской литературы: лирико-психологическая основа кэролловских повестей об Алисе; философское осмысление проблем свободы, счастья и творчества, детства как социально-этической утопии в “Питере Пэне”; появление “трёхмерного” героя приключенческой повести в “Острове сокровищ” Р. Стивенсона; “новая многозначность образов животных” у Р. Киплинга и К. Грэма.

Hosted by uCoz